Муниципальное регулирование занятости - это меры, осуществляемые органами муниципального управления с целью регулирования социально-экономических отношений, обеспечивающих трудоспособное население муниципального образования рабочими местами и его участие в хозяйственной деятельности предприятий.
Характеристика проблем муниципального регулирования занятости
Занятость можно рассматривать как систему социально-экономических отношений, обеспечивающих рабочими местами население.
Проблема обеспечения занятости граждан муниципального образования признается важнейшей проблемой муниципальной власти. Многие населенные пункты находятся в состоянии упадка или стагнации, что делает безработицу важнейшей социальной проблемой. Проблема занятости в муниципальных образованиях характеризуется в разрезе двух аспектов: в первую очередь, речь идет регулярности и уровне выплаты заработной платы, прямо влияющих на уровень материального благосостояния граждан муниципального образования и объем налоговых поступлений в муниципальный бюджет; во вторую очередь речь идет об условиях труда, способных негативно воздействовать на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
Муниципальное регулирование занятости отличается определенной сложностью, обусловленной тем, что нормативно-правовое регулирование сферы занятости осуществляется на уровне федерального и регионального управления, получая практическую реализацию через систему территориальных структур федеральной службы занятости. Большинство трудоспособных граждан, проживающих на территории муниципального образования, заняты в организациях и на предприятиях, не являющихся муниципальной формой собственности. Указанные факты существенно снижают степень возможного влияния органов муниципального управления на муниципальный рынок труда, на взаимодействие работников и работодателей. В качестве типичного примера можно привести наличие маятниковой трудовой миграции, выражающейся в постоянном проживании гражданина на территории одного муниципального образования при осуществлении работы и уплате налогов на территории другого муниципального образования.
При этом прерогативой государства выступает реализация функции трудоустройства безработного населения и выплаты пособие по безработице. Однако органы муниципального управления наделены определенными возможностями и рычагами воздействия на трудовые отношения и занятость на территории муниципальных образований, что обеспечивает формирование муниципальной политики занятости.
Содержание политики занятости муниципальных образований
В ведении муниципальных властей находится ряд элементов рынка труда, в отношении которых они могут применять определенные инструменты и рычаги регулирования.
К числу таких элементов относятся:
- Биржи труда, представляющие собой специализированные учреждения, на которые возлагается реализация посреднических функций на рынке труда. Биржа труда осуществляет следующие функции: регистрацию безработных граждан; регистрацию вакансий; трудоустройство лиц, которые готовы приступить к работе и ищут ее; исследование рыночной конъюнктуры в сфере трудоустройства и информирование населения о ней; тестирование лиц, ищущих работу; осуществление профессиональной ориентации и переподготовки безработных; выплату пособий;
- Частные посреднические организации, представляющие собой специализированные частные компании, реализующие посреднические функции на рынке труда. Указанные компании выполняют следующие функции: проведение анализа рабочих мест; оказание содействия трудоустройству; оказание услуг по планированию карьеры; осуществление подготовки и переподготовки кадров; тестирование лиц, ищущих работу; регулирование трудовых отношений.
Органы муниципального управления в процессе регулирования занятости выполняют следующие функции:
- разрабатывают и реализуют систему экономических и иных механизмов, обеспечивающих регулирование занятости, муниципального рынка труда и трудовых отношений; координируют и контролируют деятельность в сфере занятости муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественных и иных организаций, муниципальной службы занятости при ее наличии;
- оказывают информационную поддержку лицам, занятым поиском работы. Формами информационной поддержки являются соответствующие бюллетени с информацией о предложениях работодателей, вакансиях, сведения относительно проведения ярмарок рабочих мест, создание информационно-консультационных служб, клубов безработных и так далее;
- формируют муниципальные банки вакансии, временных и сезонных рабочих мест; формируют заказы на осуществление общественных работ на территории муниципального образования;
- создают центры социально-психологической адаптации и поддержки незанятого населения;
- организуют муниципальные бизнес-инкубаторы для начинающих бизнесменов;
- образуют муниципальные учебно-методические центры, осуществляющие переподготовку кадров в соответствии с запросами рынка труда;
- создают муниципальные службы, осуществляющие профориентацию выпускников;
- создают муниципальные попечительские советы, оказывающие содействие трудоустройству выпускников;
- организуют и проводят мониторинг рынка труда с целью прогнозирования его потребностей.
В качестве приоритетных направлений муниципальной политики занятости можно обозначить:
- во-первых, оказание содействия в трудоустройстве выпускников;
- во-вторых, организация адресной психологической и материальной помощи лицам, которые нуждаются в социальной защите;
- в-третьих, развитие форм взаимодействия с работодателями; в-четвертых, обеспечение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда за счет осуществления повышения квалификации и профессиональной переподготовки населения.
Органы муниципального управления активно используют такой инструмент содействия занятости, как ярмарки вакансий. Эти мероприятия предоставляют возможность ознакомления с существующими вакансиями, получения консультаций в части трудового законодательства, определения возможностей переподготовки.