Мониторинг и оценка программ развития территории – это деятельность, направленная на контроль процесса формирования и реализации программ, обеспечивающих развитие отдельных территориальных единиц, с целью определения эффективности и полноты их практического воплощения.
Сущность и необходимость мониторинга и оценки программ развития территорий
В качестве наиболее эффективного инструмента осуществления преобразований территорий в социально-экономическом плане выступает система документов стратегического и тактического характера и программно-целевого назначения. К числу таких документов относят целевые программы, концепции и стратегии развития, планы отдельных мероприятий.
Программы развития территорий обладают несомненными достоинствами, полноценная реализация которых невозможна без эффективной системы мониторинга и оценки их разработки и исполнения.
Мониторинг и оценка программ развития территорий представляет собой целый комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления регионального уровня, предусматривающий сбор информации на постоянной основе, за счет использования индикаторов исполнения единой концепции развития в форме целевых программ этого развития.
Контролируемые параметры развития территорий в социально-экономическом плане
Мониторинг и оценка реализации программ развития территорий основан на диагностике базовых параметров развития регионов в социально-экономическом плане. К числу таких параметров относятся:
- параметры исполнения концепции развития территории в социально-экономическом плане;
- параметры исполнения концепции развития территории в пространственном плане;
- параметры исполнения концепции улучшения системы функционирования периферии территории.
Объем указанных параметров исполнения концепция развития территории огромен и может включать в себя разнообразные аспекты такого развития.
В основе системы мониторинга и оценки программ развития территорий находится выделение двух центров ответственности:
- во-первых, центры ответственности регионального уровня;
- во-вторых, центры ответственности муниципального уровня.
Система мониторинга и оценки программ развития территорий ориентируется на получение синтетического показателя, характеризующего деятельность органов государственного управления регионального уровня и органов муниципального управления при реализации программ развития территорий, и применение полученных результатов для обеспечения дальнейшего развития территории в пространственном социально-экономическом плане.
Система мониторинга и оценки программ развития территорий выступает в качестве под системы, обеспечивающей проверку и надзор функционированием органов государственного и муниципального управления, ответственность за обоснованность, реалистичность разработанных программ развития, выявление отклонений полученных результатов от запланированных, выработки корректировочных действий, обеспечивающих достижение результата даже при наличии отклонений.
Задачи мониторинга и оценки программ развития территорий
Система мониторинга и оценки программ развития территорий призвана решать следующие задачи:
- обеспечивать получение, систематизацию и обобщение данных, позволяющих оценивать степень достижения установленных целей в рамках развития отдельных территорий под влиянием внешних и внутренних факторов;
- представлять методическое и логическое обоснование возможностей оценки диагностируемых показателей в отдельные моменты или интервальные периоды социально-экономического и пространственного развития территорий;
- обеспечивать оценку эффективности и результативности мер стратегического планирования, разрабатываемой в его пределах документации;
- устанавливать соответствие фактических и плановых сроков реализации программ стратегического развития территорий, ресурсной базы, обеспечивающей реализацию этих программ;
- прогнозировать выходные параметры развития территорий в соответствии с программами социально-экономического и пространственного развития территорий;
- анализировать риски реализации программ развития территорий на различных этапах их осуществления;
- разрабатывать предложения, направленные на повышение эффективности процесса разработки и реализации программ развития территорий.
Мониторинг и оценка программ развития территорий осуществляется в двух направлениях:
- во-первых, мониторинг и оценка параметров развития;
- во-вторых, мониторинг и оценка состояния.
В первом случае речь идет о систематическом наблюдении за рядом индикаторов и показателей, характеризующих динамику развития территорий по временным периодам. Во втором случае речь идет о диагностике переходных уровней изменения развития территорий в социально-экономическом и пространственном плане.
Мониторинг и оценка программ развития территорий призваны обеспечить рост эффективности работы системы стратегического планирования, разработки показателей социально-экономического и финансового развития, документов, определяющих и характеризующих развитие территорий.
Осуществление мониторинга и оценки программ развития территорий предполагает реализацию принципа открытости этого процесса, суть которого сводится к информированию населения территорий относительно содержания программ развития территорий, достигнутых результатов, их соответствия запланированным результатам и предпринятых мер по преодолению отклонений. Открытость предполагает размещение программ развития территорий и результатов реализации этих программ на соответствующих сайтах органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также сайтах органов муниципального управления.
Общественный контроль является еще одним значимым инструментом обеспечения процесса мониторинга и оценки программ развития территорий.