Понятие моделирования процесса принятия государственных решений и место деловых игр в этом моделировании
Моделирование процесса принятия государственных решений – это основной метод исследования процесса принятия решений должностными лицами и органами государственного управления и научно обоснованный метод оценки характеристик сложных процессов, свойственных государственному управлению.
Значительный объем времени функционирования органов государственного управления приходится на поиск возможностей повышения эффективности деятельности по принятию государственных решений. В зависимости от того, правильным или ошибочным является принятое решение в условиях неопределенности, находится дальнейшее функционирование органов государственного управления в смысле эффективности. Принятие государственных решений часто сопровождается обработкой значительного объема информации, порой носящей избыточный или утративший свою актуальность характер. В этих условиях одной из основных задач эффективного государственного управления является создание программных средств, способных отвечать за процесс принятия государственных решений и совершенствование уже принятых решений.
Для решения данной проблемы применяется такой метод как моделирование, который является достаточно популярным в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
В основе моделирования процесса принятия государственных решений находятся деловые игры, выступающие средством моделирования различных условий государственной деятельности за счет поиска новых способов осуществления этой деятельности.
Деловая игра призвана имитировать условия и аспекты государственной деятельности и социальных взаимодействий в ее рамках. Деловая игра выступает в качестве метода эффективного обучения государственных служащих, позволяющего снять некоторые противоречия абстрактности учебной дисциплины и реальности профессиональной деятельности в сфере государственного управления.
С технологической точки зрения деловая игра выступает в качестве имитационного управляемого процесса выработки и принятия государственных решений в условиях конкретной ситуации, в рамках которой осуществляет свое функционирование социальный объект. Деловая игра обеспечивает учет совокупности факторов и условий, оказывающих влияние на определенную проблемную ситуацию, а также анализ информации, которая поступает или вырабатывается в процессе игры.
Виды деловых игр в моделировании государственных решений
Деловые игры, используемые при моделировании процесса принятия государственных решений, делятся на несколько видов. К числу этих видов относятся:
- во-первых, деловые игры имитационного характера;
- во-вторых, деловые игры ролевого характера.
К числу наиболее значимых признаков деловых игр имитационного характера относятся следующие:
- признак типичности, который подразумевает отражение в моделировании деловой игрой ситуаций типичного характера, имеющих место в практическом осуществлении государственного управления. Именно данный признак обозначает ценность деловых игр с практической точки зрения;
- признак проблемности, подразумевающий отражение реальных проблем и трудностей, включаемых в практическую деятельность социальных субъектов, включая различные социальные конфликты государственного управления;
- признак использование резервов скрытого характера и возможностей их мобилизации. Резервы государственного управления, вскрываемые в ходе деловой игры, носят материальный, технологический, финансовый и иной характер. Однако мобилизация использования этих резервов обусловлена личностью, которая в процессе участия в деловой игре обеспечивает повышение своего интеллектуального потенциала и расширяет поле своих возможностей с профессиональной точки зрения.
Деловые игры ролевого характера можно обозначить через систему следующих характеристик:
- во-первых, наличие модели управляющей подсистемы, входящей в состав конкретной социальной экономической системы и предполагающей распределение ролей, их взаимодействие, наличие технологий разработки альтернативных решений;
- во-вторых, наличие единой цели у всех участников деловой игры и методики оценки действий участников игры с индивидуальной и групповой точки зрения;
- в-третьих, наличие эмоционального напряжения управляемого характера.
Между деловыми играми имитационного и ролевого характера имеется несколько значимых отличий, к числу которых следует отнести:
- во-первых, отсутствие в имитационных играх жестко распределенных ролей конкретных специалистов государственной службы, в рамках имитационной деловой игры обеспечивается моделирование только среды государственного управления;
- во-вторых, имитационные деловые игры моделируют отдельные конструкции, принципы, технологии, которые определяет поведение государственных служащих и порядок их взаимодействия;
- в-третьих, некоторые имитационные игры не предусматривают альтернатив поведения.
Причины применения моделирования процесса принятия государственных решений посредством деловых игр
Причина применения моделирования процесса принятия государственных решений на основе деловых игр обусловлена тем, что государство сталкивается с рядом проблем, характерных для деятельности государственных органов власти, стремящихся к своевременному и точному принятию управленческих решений. К числу таких проблем относятся:
- недостаток инструментария моделирования для подготовки различных вариантов государственных решений, осуществления их сравнительной оценки, в том числе в части эффективности;
- нехватка достоверных, полных и своевременных сведений, обеспечивающих принятия государственных решений;
- недостаточность знаний и сведений о сути происходящих государственных событий и так далее.
Моделирование процесса принятия государственных решений на основе деловых игр призвано решить указанные проблемы за счет использования возможности погружения в проблемную ситуацию и изучения вариантов ее возможного развития после принятия тех или иных государственных решений.