Характеристика классических моделей государственного управления
Модель государственного управления – это способ организации социально-экономического развития государства, определяющий порядок формирования органов государственного управления, специфику их функционирования.
Историческое развитие общества привело к формированию разнообразных моделей управления государством. При выделении различных моделей управления государством прослеживается четкая взаимосвязь между типом государственного устройства и базовыми концепциями-идеологиями.
В числе базовые стилей управления можно обозначить следующие:
- во-первых, авторитарный или директивный;
- во-вторых, демократический или коллегиальный;
- в-третьих, анархический или либеральный.
В соответствии с этой классификацией выделяют классические модели управления государством, упоминаемые в своих трудах еще Платоном и Аристотелем. Существуют следующие классические модели управления государством:
Модели, основанные на единоличном правлении. К числу этих моделей относятся:
- монархия, которое представляет собой единоличную власть, распределяющую блага на остальных представителей общества;
- тирания, представляющий собой единоличную власть, не стремящуюся распределять блага на других членов общества, а принимающая свои интересы в качестве единственного важных;
Модели, основанные на власти меньшинства. К числу этих моделей относятся:
- аристократия, представляющая собой власть по достоинству. Достоинство в этом случае выступает в качестве интегральной характеристики. Меньшинство, наделенное властью, заботится о благе других членов общества;
- олигархия, представляющие собой власть, получаемую в соответствии с имущественным или иным цензом. В этом случае меньшинство не обращает внимания на благополучие других членов общества;
Модели, основанные на власти большинства. К числу этих моделей управления государством относятся следующие:
- полития, представляющая собой власть большинства, пекущегося о благосостоянии других членов общества;
- демократия, представляющая собой власть неимущего большинства, которое не принимает во внимание благосостояние других членов общества.
Первые модели в каждой из перечисленных групп являются правильными, в то время как вторые – искаженными. Наиболее отклоняющейся от нормы выступает модель тирании, наименее – демократии.
Постиндустриальная модель управления государством
Современная социология характеризуется противоречивыми взглядами на дальнейшее существование и роль государства в системе управления обществом. Отдельными учеными высказывается мнение о неизбежном отмирании институты государства, другие считают, что заинтересованность общества в государственной власти возрастает с течением времени.
Для современного государства характерно замещение этой ниши, которая принадлежит ему в постиндустриальной эпохе. Эта ниша выражается в следующем:
- во-первых, государство призвано охранять права человека, организации от возможных злоупотреблений и покушений на них;
- во-вторых, государство выполняет роль арбитра при разрешении многочисленных конфликтов и споров, регламентирует правила игры экономического и общественно-политического характера, осуществляет контроль исполнения этих правил;
- в-третьих, государство выполняет в соответствии с поручением общества некоторые функции, поручение которых частным лицам может быть опасным или нерациональным. Примером таких функций выступает контроль состояния окружающей среды, поддержка дотационных регионов, осуществление борьбы с преступностью и прочее;
- в-четвертых, государство призвано охранять страну от любых внешних покушений, регулировать внешние отношения, защищать интересы населения и хозяйствующих субъектов за границей.
Постиндустриальное общество ставит определенные требования к государству, как к гаранту стабильности и безопасности, а также общественного развития. Фактически роль государства незыблема, особенно в условиях роста числа вооруженных конфликтов и силы терроризма.
В основе управления государством постиндустриальным обществом находятся социологические законы малых групп, не в конечном итоге формирующие систему социальных отношений в рамках всего общества. В этом контексте выделяют следующие социальные группы:
- во-первых, квалифицированные работники сферы воспроизводства, к числу которых относят рабочих, программистов, техников, инженеров, ученых, служащих, учителей;
- во-вторых, средние и мелкие бизнесмены, способные самостоятельно вести дела в различных сферах производства товаров и оказания услуг;
- в-третьих, рантье и пенсионеры, осуществляющие свою жизнь за счет доходов, которые были созданы их более ранним трудом или получены от вложений;
- в-четвертых, крупные бизнесмены, высший уровень государственных служащих, руководство армией, лидеры политических партий, главы преступных организаций. Эта группа достаточно немногочисленна, но при этом обладает наиболее значимой политической и экономической силой, способной влиять на жизнедеятельность общества и тенденции его развития.
Постиндустриальное государство находится перед необходимостью решения 2 основных проблем глобального характера:
- во-первых, обеспечение выживания государства и общества в условиях ресурсных и экологических кризисов, обеспечение гармонии общества с природой;
- во-вторых, обеспечение адаптации форм социальных отношений, компенсация последствий управленческих кризисов социально-экономического характера.
Ввиду этого государство стоит перед задачей мобилизации всех своих ресурсов, включая духовные. С развитием общества материальное производство утрачивает свою первостепенную значимость, смещая акценты в сферу социальных взаимоотношений.
Эти социальные отношения становятся объектом воздействия государства, обеспечивая развитие общества в социально-экономическом плане.