Общая характеристика государственного управления Финляндии
Система государственного управления Финляндии получила закрепление в конституционном законодательстве. Финскую конституцию долгое время составляли четыре самостоятельных конституционных закона:
- конституционный закон, который определял форму правления Финляндии;
- конституционный закон, который был посвящен установлению конституционного статуса финского парламента, характера его взаимоотношений с высшим органом исполнительной власти и канцлером юстиции;
- конституционный закон, который определял правовой статус высшего судебного органа публичного управления страны;
- конституционный закон, представлявший собой устав деятельности парламента.
Названные законы устанавливали в Финляндии президентскую республику.
В 2000 году основы конституционного устройства получили закрепление в едином документе, существенно ограничившем президентскую власть, в стране была установлена парламентская республика:
- населению гарантирован весь спектр личных и политических правомочий;
- система высших органов и должностных лиц публичной власти формируется двумя путями: посредством выборов и посредством избрания парламентом.
Конституционным законодательством установлен демократический политический режим.
По способу территориальной организации публичной власти Финляндия является государством, в составе которого отсутствуют имеющие отдельные аспекты суверенности государственные образования. Таким образом, Финляндия является унитарным государством.
По способу организации взаимодействия высших органов публичного управления Финляндия относится к числу парламентских республик: высший исполнительный орган фактически формируется парламентом, ответственен перед ним.
Президент в государственном управлении Финляндии
На сегодняшний день президент лишь формально участвует в формировании высшего исполнительного органа страны. Так, избранный парламентом глава правительства формально одобряется президентом. Президент предлагает кандидатуру на должность главы правительства, однако кандидат сможет приступить к исполнению полномочий, только если его поддерживает парламентское большинство.
Ограничены полномочия президента и в области внешней политики. Решения главы государства в сфере обороны и военного руководства находятся под контролем парламента и высшего исполнительного органа, ведающего вопросами обороны.
Сегодня глава государства фактически организует диалог между исполнительной и законодательной ветвью власти.
Глава государства избирается посредством всенародных выборов на срок 6 лет. Продолжительность нахождения в должности одного лица не может превышать двух сроков.
Законодательная власть в государственном управлении Финляндии
Высшим органом публичного управления, реализующим законодательную функцию в государственном устройстве Финляндии, является парламент, который именуется Эдускунта. Так как Финляндия является унитарным государством, парламент страны состоит из одной палата. Палата формируется посредством народных выборов депутатов, срок полномочий которых составляет 4 года.
Высший законодательный орган страны, в свою очередь, формирует высший исполнительный орган публичного управления, который в Финляндии именуется Государственным советом. Кроме того, парламент реализует такие традиционные полномочия, как:
- утверждение государственного бюджета;
- одобрение международных договоров.
Депутаты Финляндии обладают правом личной законодательной инициативы. Кроме того, они могут выступать с инициативой от партии, к которой принадлежат. Также депутаты принимают к рассмотрению проекты законов, которые были поддержаны в ходе реализации гражданской инициативы. Такой законопроект должен быть поддержан пятьюдесятью тысячами граждан.
Исполнительная власть в государственном управлении Финляндии
Высший исполнительный орган публичного управления в Финляндии – Государственный совет. Его возглавляет Премьер-министр, избранный парламентским большинством, формально одобренный главой государства. Остальные министры назначаются главой государства по рекомендации Премьер-министра.
Высший исполнительный орган подлежит роспуску (уходит в отставку) в следующих случаях:
- после очередных выборов в парламент;
- по решению главы государства, когда утрачено доверие парламента;
- по личному заявлению и др.
Судебная власть в государственном управлении Финляндии
Финская судебная система делится исходя из подведомственных дел на:
- суды, которые разрешают споры из гражданских правоотношений и рассматривают уголовные дела;
- суды, которые разрешают споры между гражданами и органами публичного управления (административные суды).
В подсистеме судов, которые можно условно именовать судами общей юрисдикции, выделяются следующие инстанции:
- судами первой инстанции являются местные суды, которые непосредственно по существу рассматривают гражданские и уголовные дела;
- решения судов первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционном порядке в региональные апелляционные суды;
- высшее звено системы судов общей юрисдикции и последняя ступень для обжалования решений нижестоящих судов – это Верховный суд.
Подсистема административных судов, в свою очередь, включает следующие инстанции:
- судами первой инстанции являются так называемая суды тингов или уездные суды, как они именовались до 1993 года;
- суды второй инстанции, которые разрешают жалобы на решение судов первой инстанции. Это апелляционные надворные суды;
- последняя судебная инстанция – это Верховный суд Финляндии.
Кроме того, в системе административных судов выделяется специализированный суд – Государственный суд – к его подведомственности относятся дела, связанные с реализацией гражданами своих полномочий как должностных лиц. Также в состав судебной системы входит высшее должностное лицо, которое осуществляет прокурорский надзор, – это канцлер юстиции.
Административно-территориальная организация государственного управления в Финляндии
Самой мелкой единицей административно-территориального деления страны выступает коммуна. Коммуны объединяются в провинции, по своим характеристикам наиболее соответствующие регионам в России, провинции объединяются в губернии. Губернии, свою очередь, управляются губернаторами, которые назначаются главой страны.