Методы нормирования труда в государственных учреждениях - это система способов и приемов, которая устанавливает нормы труда для персонала государственных учреждений с целью оптимизации труда и обеспечения соответствия трудовому законодательству.
Сущность и значение нормирования труда
Нормирование труда призвано устанавливать обоснованное соотношение меры труда и меры затрат на труд. Нормирование труда устанавливает меру труда, то есть обоснованную норму затрат рабочего времени на выполнение работ. Нормирование труда дает возможность определения трудоемкости труда, расчета ожидаемых издержек, установления необходимой численности персонала и его профессионально-квалификационной структуры.
К процессу нормирования труда предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, охват нормированием труда максимума видов деятельности и работ;
- во-вторых, качество и максимальное приближение норм труда к затратам труда, имеющим общественно необходимый характер;
- в-третьих, установление норм труда с научным их обоснованием в соответствии с факторами организационно-технического, экономического, социального и психофизиологического характера;
- в-четвертых, гуманизация норм труда.
Нормирование труда осуществляется в разрезе следующих этапов:
- во-первых, установление наличия нормативных материалов по труду различных категорий персонала;
- во-вторых, выработка норм труда для категории персонала, в отношении которого их не разработано, но такая разработка теоретическим возможна;
- в-третьих, проверка установленных норм труда на прогрессивность;
- в-четвертых, установление ошибочных и устаревших норм труда, осуществление их замены;
- в-пятых, проведение на систематической основе анализа норм труда, действующих в рамках определенного органа или хозяйствующего субъекта;
- в-шестых, проведение мероприятий, направленных на совершенствование процесса нормирования труда.
В основе нормирования труда находятся следующие принципы:
- во-первых, принцип эффективности, установление норм труда подразумевает получение максимального результата не только от трудовых, но и от всех остальных ресурсов в совокупности;
- во-вторых, принцип комплексности, выражающий необходимость при установлении норм труда учета взаимоувязки факторов технического, психологического, экономического, социального и правового характера;
- в-третьих, принцип системности, подразумевающий соответствие норм труда конечным результатом деятельности персонала;
- в-четвертых, принцип объективности, выражающийся в необходимости создания равных возможностей выполнения норм труда для всего персонала;
- в-пятых, принцип конкретности, подразумевающий соответствие норм труда параметрам деятельности, иным объективным характеристикам;
- в-шестых, принцип динамичности, выражающий объективность необходимости изменение норм и организации труда при существенном изменении условий содержания деятельности;
- в-седьмых, принцип легитимности, выражающий необходимость строгого следования требованиям нормативно-правовых актов при осуществлении нормирования труда;
- в-восьмых, принцип положительного отношения к персонала к органу власти или хозяйствующему субъекту, в рамках которого осуществляется нормирование труда.
Особенности методов нормирования труда в государственных учреждениях
Государственные учреждения осуществляют нормирование труда в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными в 2013 году.
В соответствии с требованиями нормативного документа разработка система нормирования труда в государственном учреждении требует определения норм труда применительно к трудовым технологическим процессам и организационной техническим условиям деятельности учреждения. Определение норм труда персонала государственного учреждения подразумевает проведение анализа типовых норм труда межотраслевого, отраслевого, профессионального и иного назначения, которые утверждаются федеральными органами государственной власти исполнительного характера.
Применение метода аналогии к типовым нормам позволяет определить для государственного учреждения:
- во-первых, нормы времени, устанавливающие затраты рабочего времени на выполнение единицы функции или работы, а также оказание услуги одним или несколькими работниками государственного учреждения, имеющими определенную квалификацию;
- во-вторых, нормы обслуживания, выражающиеся в количестве объектов, обслуживание которого должен совершить в единицу рабочего времени работник или несколько работников государственного учреждения;
- в-третьих, нормы численности, выражающиеся в восстановлении численности работников государственного учреждения соответствующего профессионально-квалификационного уровня, требующиеся для выполнения конкретных функций и объемов работ.
Методическими указаниями установлены следующие методы определения норм труда персонала в государственном учреждении:
- во-первых, исчисление нормы численности в соответствии с типовыми нормами как отношения общих затрат рабочего времени за год на выполнение определенного объема работ к плановому нормативному фонду рабочего времени одного работника в течение года, скорректированное на коэффициент, который учитывает планируемые невыходы персонала государственного учреждения за счет неоплачиваемых отпусков, периодов нетрудоспособности и так далее;
- во-вторых, исчисление нормы численности в соответствии с типовыми нормами обслуживания путем определения расчетные норм времени на обслуживание как отношения типовой нормы обслуживания единицы рабочего времени, для которой уже существует норма обслуживания;
- в-третьих, определение нормы обслуживания в соответствии с типовыми нормами времени как отношения фонда рабочего времени за период, для которого устанавливаются нормы обслуживания, типовые нормы времени.