Концепция территориального социально-экономического развития – это документ, определяющий направления и ресурсы стратегического развития конкретной территории в целях наиболее полного обеспечения социально-экономических прав населения и наиболее эффективного решения задач публичного управления.
Значение концепции территориального социально-экономического развития
Уровень социально-экономического развития государства определяется уровнем развития территорий, входящих в его состав. Российское государство на протяжении всей истории своего развития, не исключая и современную Россию, характеризуется значительными территориями с разнообразными, в том числе и крайне сложными, климатическими и географическими условиями, неоднородностью демографических и социально-экономических процессов. На ее территории проживают разные народы и народности.
Указанное разнообразие общественных отношений требуют выработки на федеральном уровне концепции социально-экономического развития в соответствии с социальными запросами. На федеральном уровне определяются векторы развития страны с в социально-экономическом смысле и аккумулируется большая часть ресурсов, обеспечивающих реализацию целее и задач для прогресса территории.
При этом цели и задачи, определенные на федеральном уровне публичного управления, объективно требуют корректировки и трансформации с учетом географических, природно-климатических, демографических, экономических и социальных характеристик региональных и муниципальных территорий усилиями органов управления соответствующего уровня.
Выработка федеральной концепции позволяет согласовать деятельность федеральных, региональных и местных органов по обеспечению прогрессивного развития всей территории страны, региональные и местные концепции позволяют учитывать особенности территорий, образующих страну, что повышает эффективность управления.
Основы методологического подхода разработки концепции территориального социально-экономического развития
Сегодня вопросы планирования, прогнозирования и разработки концепции социально-экономического развития в России решаются, прежде всего, исходя из специфики ресурсов и потенциала соответствующей территории.
Так, сегодня концепции развития социально-экономического потенциала разрабатываются исходя из административно-территориального устройства страны:
- на федеральном уровне публичного управления;
- на региональном уровне публичного управления;
- на муниципальном уровне публичного управления.
Разработка стратегических документов, прогнозирующих развитие территории в социально-экономическом смысле от федерального уровня до местного, позволяет наиболее эффективно расходовать ресурсы и наиболее полно реализовать потенциал конкретной территории, поскольку позволяет, не теряя из вида принципиальных для прогрессивного развития территории ориентиров, фокусироваться регионам и муниципальным образованиям на специфических трудностях их собственного развития.
Кроме того, разработка и реализация стратегических документов развития территорий делает для населения прозрачными цели, задачи и процедуры функционирования механизма публичного управления, а значит, позволяет населению активно включаться в процесс обсуждения, рассмотрения и реализации таких концепций.
В методологическом смысле федеральная концепция выступает основой не только для разработки собственных концепций региональными территориями и муниципальными образованиями, но и для разработки и реализации федеральными органами общей и специальной компетенции оперативных программ, мероприятий, позволяющих достичь приоритетные для государства социально-экономические цели. Такую же роль региональные и муниципальные концепция играют для органов управления соответствующих территорий: исходя из концепции и долгосрочных планов, органы управления разрабатывают краткосрочные меры, обеспечивающие развитие территории.
Высокой значимостью концепций на всех уровнях власти определяется необходимость ее научной и практической обоснованности.
Правовые требования к порядку разработки, принятия и утверждения концепции предполагают возложение соответствующих полномочий на исполнительные органы соответствующего уровня. При этом важно понимать, что методологически для эффективной разработки концепции властные структуры должны привлекать:
- специалистов в конкретной сфере управления;
- институты гражданского общества;
- граждан и организации для уяснения социального запроса и определения возможностей населения в реализации задач развития территории.
Виды концепций территориального социально-экономического развития
Методологический подход к исследованию особенностей планирования и прогнозирования органами публичного управления развития территорий позволяет выделить по периоду прогнозирования и планирования следующие виды концепций:
- долгосрочные. Содержательно такая концепция определяет приоритетные векторы развития территории, формулирует цели и задачи для развития территории в сфере экономики, демографии, экологии и пр. При этом концепция содержит качественные характеристики изменения общественных отношений, для которых такая концепция разрабатывалась;
- концепция на средний или короткий срок. Такие концепции помимо качественных характеристик, содержат также и количественные показатели, которые предполагается достичь, реализовав мероприятия, предусматриваемые концепцией.
Этапы разработки территориальной социально-экономической концепции
Как и всякая целенаправленная деятельность, разработка концепции развития предполагает последовательность действий, включая следующие стадии:
- сбор и обработку информации относительно социально-экономической ситуации территории;
- исследование особенностей территории;
- определение потенциала и целей развития территории;
- определение ресурсов, задач, мероприятий развития и ответственных за реализацию концепции субъектов;
- утверждение планируемых показателей развития.