Разработка стратегии развития муниципального образования – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов муниципального управления, опосредующая научно обоснованный, методологически и организационно обеспеченный, нормативно регламентированный процесс выявления проблем муниципальной территории, определения целей и задач их преодоления и достижения планируемых параметров развития муниципальной территории за счет реализации системных мероприятий в конкретных областях публичного управления.
Значение методологических основ разработки стратегии развития муниципального образования
В соответствии с действующей Конституцией, положениями федерального и регионального законодательства в области местного самоуправления и актами местного нормотворчества институт местного самоуправления в лице должностных лиц и органов муниципального управления реализует полномочия по обеспечению социально-экономического развития местных территорий в интересах местного населения.
В качестве основных инструментов публичного управления в России сегодня используются стратегическое планирование, программно-целевое управление, бюджетирование и пр. Это предполагает, что в муниципальных образованиях разрабатываются и реализуются стратегии социально-экономического развития как основной инструмент обеспечения развития экономики, социальной сферы и благосостояния местного населения.
Таким образом, на сегодняшний момент основным фактором, определяющим направления и уровень развития местной территории, является качество разрабатываемых на муниципальном уровне стратегических документов развития территории.
Для эффективного стратегического управления, в том числе на уровне муниципальных образований, большое значение имеет:
- использование научно-обоснованных методов и инструментов планирования;
- надлежащее информационное обеспечение управленческих процессов;
- эффективный контроль реализации таких методов и инструментов.
Кроме того, важным аспектом обеспечения развития муниципальной территории является системный подход к стратегическому планированию. Так, сегодня на уровне муниципального образования разрабатываются следующие документы стратегического планирования:
- стратегия социально-экономического развития местного сообщества;
- план мероприятий для осуществления стратегии социально-экономического развития местного сообщества;
- прогноз социально-экономического развития местной территории в среднесрочной и долгосрочной перспективах;
- прогноз бюджетного управления местной территорией в долгосрочной перспективе;
- целевые муниципальные программы развития.
Содержание методологических основ разработки стратегии развития муниципального образования
Вопросам стратегического планирования сегодня уделяется большое внимание на уровне федерального законодательства. Так, принят специальный федеральный закон о стратегическом планировании в России. В соответствии с указанным законодательным актом прогнозирование характеризуется как деятельность субъектов стратегического планирования по разработке научно обоснованных концепций относительно угроз и рисков социально-экономического развития.
Иными словами, в соответствии с действующим федеральным законодательством приоритеты при разработке документов стратегического планирования должны отдаваться вопросам рисков и угроз безопасности территории, ее социально-экономическому развитию. Такой подход обоснованно критикуется в теории публичного управления, поскольку он не дает возможности учитывать факторы, обеспечивающие опережающее социально-экономическое развитие местной территории.
В связи с этим, в теории в качестве основ методологического обеспечения деятельности по разработке стратегии развития местного сообщества предлагается следующая система действий:
- исследование социально-экономического состояния местной территории, выявление проблемных аспектов в подведомственных системе местного самоуправления сферах;
- выявление факторов, определяющих состояние местного сообщества в социально-экономическом плане;
- прогнозирование вариантов развития местной территории исходя из выявленных факторов влияния и текущего состояния территории;
- разработка на базе прогноза стратегических целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития местной территории;
- проектирование программ социально-экономического развития.
Сроки, направления и субъекты разработки стратегии развития муниципального образования
Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования развития территорий в России предполагает использование двух основных периодов стратегического планирования:
- долгосрочное планирование, когда прогноз разрабатывается на 15 лет и более;
- среднесрочное планирование, когда прогноз разрабатывается на очередной финансовый год и ближайшие два года в качестве планового периода.
В теории подчеркивается необходимость увязки сроков разработки стратегии развития местного сообщества со сроками полномочий главы местного сообщества. Это позволит повысить ответственность должностных лиц местного самоуправления за реализацию стратегических мероприятий.
Разработка или корректировка стратегии развития муниципального образования должна осуществляться сформированными по направлениям публичного управления ответственными группами:
- группой, обеспечивающей организацию разработки стратегии. Группой руководит глава местной территории, в нее входят его заместители, представители местного населения, представители научного сообщества, средств массовой информации;
- группой подготовки концепции управления человеческими ресурсами и социальной сферой местного сообщества, в том числе развитием системы образования, здравоохранения, спорта, культуры и иных социальных сфер;
- группой разработки концепции развития экономики местного сообщества;
- группой разработки концепции обеспечения безопасности местного сообщества;
- группой разработки концепции жилищно-коммунального комплекса;
- группой разработки концепции территориального развития, в том числе развития инфраструктуры местного сообщества.