Содержание финансовой основы местного самоуправления
Реализация полномочий, которыми наделены органы муниципального управления, подразумевает обеспечение этих органов соответствующими финансовыми ресурсами.
Под финансово-экономической основой муниципального управления понимаются финансовые средства муниципальных образований, формируемые муниципальными бюджетами, муниципальным имуществом и иными ресурсами.
Муниципальный бюджет представляет собой бюджет муниципального образования, формируемый, утверждаемый и исполняемый органами муниципального управления.
Каждое муниципальное образование наделено собственным муниципальным бюджетом.
Построение финансово-экономической основы местного самоуправления определяется следующими принципами:
- во-первых, наличием у органов муниципального управления права на обладание собственными финансовыми средствами в размере, достаточном для свободного осуществления своих функций;
- во-вторых, соразмерность объема полномочий, которыми наделены органы муниципального управления, объему финансовых ресурсов, предоставляемых для реализации этих полномочий;
- в-третьих, наличие у органов муниципального управления права установления ставок местных налогов и сборов в рамках, установленных налоговым законодательством страны;
- в-четвертых, гибкость и разнообразие финансовых систем, составляющих основу средств муниципальных органов управления;
- в-пятых, наделение органов государственного управления федерального и регионального уровня обязанностями в осуществлении содействия развитию финансово-экономических основ муниципального управления.
Понятие и виды доходов местного самоуправления
Доходы местного самоуправления формируются доходами муниципальных бюджетов, под которыми понимают совокупность денежных средств, поступающих в распоряжении органов муниципального управления на безвозмездной и безвозвратной основе согласно законодательству Российской Федерации.
В общем виде доходы местного самоуправления можно разделить на две группы – налоговые и неналоговые доходы. Состав обоих видов доходов и их нормативы закрепляются за бюджетами муниципальных образований на федеральном и региональном уровне. Также некоторые виды доходов муниципального бюджета могут предусматриваться нормативными актами органов муниципального управления представительного характера.
К собственным доходам муниципальных бюджетов относятся:
- Доходы от самообложения граждан, представляющие собой платежи разового характера, направленные на финансирование решения конкретных вопросов, имеющих местную значимость;
- Поступления от местных налогов и сборов;
- Поступления от региональных и федеральных налогов и сборов;
- Перечисления безвозмездного характера из бюджетов других уровней, представляющие собой дотационное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- Доходы от использования муниципальной собственности;
- Часть прибыли муниципальных предприятий;
- Доходы в виде штрафов и добровольных пожертвований;
- Прочие поступления, предусмотренные действующим законодательством. Например, собственные доходы муниципальных бюджетов включают в себя субвенции, которые предоставляются для решения конкретных вопросов, имеющих местную значимость, или для осуществления конкретных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.
Доходы от использования муниципальной собственности
Одним из источников формирования доходов местного самоуправления является муниципальная собственность, то есть имущество, находящиеся в собственности муниципального образования.
Имущество муниципального образования можно условно разделить на три группы:
- во-первых, то имущество, которое предназначено для решения вопросов, имеющих местную значимость;
- во-вторых, то имущество, которое предназначено для реализации конкретных государственных полномочий, делегированных органами государственного управления органам муниципального управления;
- в-третьих, то имущество, которое предназначено для обеспечения деятельности органов муниципального управления и должностных лиц муниципального образования, а также муниципальных служащих и персонала муниципальных учреждений и предприятий.
Муниципальное имущество формируется с помощью различных способов, закрепляемых в уставах муниципальных образований. К числу таких способов относятся:
- во-первых, взимание налогов и прочих обязательных платежей, зачисляемых в муниципальные бюджеты;
- во-вторых, покупка имущества в рамках договоров купли-продажи, дарения или иных сделок, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации;
- в-третьих, передача федерального или регионального имущества в муниципальную собственность за счет разграничения государственной собственности на федеральную, региональную и муниципальную;
- в-четвертых, передача имущества в муниципальную собственность за счет разграничения муниципальной собственности других муниципальных образований;
- в-пятых, передача имущества в муниципальную собственность в результате объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
- в-шестых, получение муниципального имущества в процессе приватизации государственной собственности и так далее.
Муниципальное имущество может приносить доход местному самоуправлению в виде поступлений от продажи этого имущества, от сдачи его в аренду, от предоставления его в пользование муниципальным учреждением и предприятием и так далее.
Доходы местного самоуправления от муниципальных предприятий
На территории муниципального образования могут действовать предприятия, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия являются юридическими лицами, осуществляющими деятельность самостоятельно и под ответственность своего руководства. Органы муниципального управления определяют цели и задачи деятельности муниципальных предприятий, контролируют их деятельность, назначают руководителей, а также предоставляет имущество, необходимое для осуществления деятельности. При этом органы местного самоуправления вправе рассчитывать на часть прибыли муниципальных предприятий, поступающей в доходы муниципальных бюджетов.