Контрактная служба или контрактный управляющий – это функциональная служба либо должностное лицо, отвечающие за организацию государственных и муниципальных закупок и несущие ответственность за этот процесс.
Сущность и назначение контрактной службы
В соответствии с требованиями законодательства при наличии у заказчика совокупного годового объема закупок, величина которых превышает 100 миллионов рублей, ему необходимо создавать контрактную службу.
Для обеспечения нормального функционирования контрактной службы заказчик разрабатывает регламент или положение, в соответствии с типовым регламентом и положением, утвержденным федеральным органом государственного управления исполнительного характера, регулирующим контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок.
Законодательство не допускает наличия в одной организации контрактной службы и контрактного управляющего. Одно исключает другое.
В случае наличие филиалов контрактная служба может создаваться в каждом из филиалов, однако их работники должны быть включены в контрактную службу головного подразделения.
Функции, права и обязанности контрактных управляющих
Контрактный управляющий – это лицо, осуществляющее проведение закупок для целей государственного и муниципального управления.
Действия контрактного управляющего определяются федеральным законодательством, а также его руководством.
Контрактный управляющий – это должностное лицо, назначаемое заказчиком в качестве ответственного лица за осуществление закупок по каждому контракту.
Назначение контрактного управляющего осуществляется при выполнении следующих условий:
- во-первых, общий годовой объем закупок товаров и услуг заказчика составляет не более 100 миллионов рублей;
- во-вторых, у заказчика нет контрактной службы.
Управляющий призван осуществлять реализацию следующих функций и полномочий:
- подготовка и размещение в единой информационной системы плана-графика закупок и изменений этого графика, извещений о закупках, документации по ним, проектов контрактов, приглашений к участию в осуществлении выбора поставщика закрытым способом;
- организация консультаций с поставщиками, исполнителями и подрядчиками и участие в них на этапе планирования государственных и муниципальных закупок. В обязанности конкурсного управляющего входит определение лучшей цены товаров, услуг и работ, лучших технологий и иных параметров государственных и муниципальных закупок;
- обеспечение закупки, включая заключение контрактов;
- участие в рассмотрении дел относительно обжалования результатов выбора поставщика, исполнителя, подрядчика и подготовка материалов претензионно-исковой работы;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.
Ответственность контрактного управляющего ограничена пределами его полномочий.
Контрактный управляющий призван решать задачи контрактной службы, которая отсутствует у заказчика. К числу задач контрактного управляющего можно отнести следующие:
- во-первых, организация и ведение процесса государственных и муниципальных закупок. Контрактный управляющий действует на всех стадиях осуществления государственных и муниципальных закупок, начиная от планирования и заканчивая разрешением споров с органами государственного и муниципального управления, поставщиками, исполнителями идей;
- во-вторых, работа в соответствии с требованиями законодательства. Правовую основу функционирования контрактного управляющего составляет положения российской Конституции, Закона № 44-ФЗ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, нормативно-правовых актов, регулирующих контрактную систему, положения о контрактном управляющем;
- в-третьих, заключение выгодных заказчику контрактов. Контрактный управляющий должен осуществлять максимально выгодный выбор для заказчика товаров, работ, услуг.
Контрактный управляющий обязан экономить бюджетные средства при осуществлении закупок для нужд государственного и муниципального управления, организовывая их в соответствии с правилами, определенными нормативными актами.
Отличия и сходства контрактной службы и контрактного управляющего
Контрактная служба является коллегиальным органом заказчика, в то время как контрактный управляющий – это единоличное должностное лицо заказчика.
Численный состав контрактной службы не может быть менее 2 человек, в то время как контрактный управляющий может действовать единолично.
Заказчик может создавать только одну контрактную службу, в то время как назначение контрактных управляющих не ограничено определенной численностью.
Правовые основы функционирования контрактной службы составляет регламент, утверждаемый на основе типового. Действия контрактного управляющего определяется должностной инструкцией и трудовым договором.
Функциональные обязанности контрактной службы разделяются между ее сотрудниками, в результате каждый из сотрудников выполняет определенную функцию, в то время как контрактный управляющий контролирует ход организации течения закупки от начала и до конца.
Контрактная служба и контрактный управляющий обладает схожими чертами, которые, прежде всего, состоят в том, что они формируются штатными сотрудниками заказчика. И к сотрудникам контрактной службы, и контрактному управляющему предъявляется требование наличия высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий имеют сходные обязанности.
Сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий несут ответственность в пределах своих полномочий.
Ответственность сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих может быть административной, дисциплинарной или уголовной.
Включение в состав контрактной службы лиц, не имеющих соответствующего образования, является основанием для привлечения руководителя к административной ответственности.