Значение коммуникативной политики в ГМУ
Коммуникативная политика в ГМУ – это система передачи информации органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней заинтересованным субъектам и населению в целом для информационного обеспечения управленческих процессов.
Публичное управление в демократическом обществе и правовом государстве опосредует систему управленческого воздействия на все важнейшие сферы общественной жизни при соблюдении принципов открытости, доступности, прозрачности публичного управления и подконтрольности его населению.
Как демонтирует история государственно-правового развития, закрытость власти, отсутствие диалога с населением приводит к оппозиционным настроениям населения, непринятию управленческих механизмов и снижению авторитета власти.
Указанное предопределяет необходимость учреждения специальных служб в рамках системы публичного управления по связям с общественностью, к основным целям функционирования которых следует отнести повышение доступности публичного управления, повышения эффективности решения управленческих задач посредством гармонизации отношений и представителей публичного управления населения, вовлечения населения в непосредственное решение задач публичного управления.
Принципы открытости и доступности публичного управления предполагают, что система государственного и муниципального управления открыта, как в процессе выработки решения задач публичного управления, так и в процессе их реализации. Население должно быть информировано не только об организации и реализации управленческих процессов, но и иметь реальные инструменты воздействия на управленческие процессы.
На законодательном уровне вопросы коммуникативной политики в государственном и муниципальном управлении регулируются специальным законодательством, гарантирующим доступ населениям к вопросам функционирования органов публичного управления различных уровней:
- открытость и общедоступность информации, опосредующей функционирование должностных лиц и органов публичного управления всех уровней;
- предоставление сведений населению относительно функционирования должностных лиц и органов публичного управления;
- законность процесса отбора, поиска, получения и использования информации о процессах публичного управления;
- предоставление должностными лицами и органами публичного управления достоверных сведений относительно управленческих процессов;
- своевременное представление сведений населению относительно актуальных управленческих процессов;
- соблюдение прав и интересов личности при представлении сведений относительно управленческих процессов.
Реализация коммуникативной политики в ГМУ
Все органы публичного управления в стране сегодня функционируют на принципах открытости, доступности, прозрачности механизмов публичного управления, при этом реализация коммуникативной политики осуществляется специально учрежденными службами по связям с общественностью. Распространенной проблемой на практике является налаживание односторонних каналов связи – от органа власти к населению. Здесь фактически имеет место обслуживание интересов органов публичного управления: коммуникативная политика сводится к информированию населения относительно функционирования органа публичного управления в рамках и объеме, предпочтительных для самого органа власти.
Единственно эффективной коммуникативной политикой следует признать такую организацию открытости и доступности публичного управления, когда у населения наличествует возможность не только получать актуальные, полные, достоверные сведения относительно того или иного управленческого процесса, но и принимать непосредственное участие в реализации такого управления. Иначе говоря, коммуникативная политика в государственном и муниципальном управлении должна обеспечивать двустороннее взаимодействие органов власти и населения.
Существующие на сегодняшний день технические возможности позволяют организовать передачу информации относительно управленческих процессов от населения к органам публичного управления и наоборот оперативно, качественно и эффективно. При этом эффективность коммуникативной политики должна выражаться не только в наличии каналов передачи информации, но в эффективности публичного управления, достигаемой, в частности, посредством реализации мероприятий коммуникативной политики.
Важно подчеркнуть, что коммуникативная политика призвана обеспечить передачу информации не только между органами публичного управления и населением, но и в рамках координации, контроля и иного взаимодействия – между органами публичного управления.
Функции коммуникативной политики в ГМУ
Коммуникативная политика органов публичного управления призвана исполнять следующие функции:
- оптимизация коммуникативных процессов между элементами системы публичного управления;
- налаживание каналов связи для обмена информацией между должностными лицами, органами различного уровня для координации их усилий при реализации задач публичного управления;
- оптимизация информационных потоков.
Кроме того, в теории государственного и муниципального управления разработана и другая классификация функций коммуникативной политики. Это:
- создание и сохранение положительного имиджа органа публичного управления;
- учет интересов всех субъектов системы публичного управления, что нашло выражение в выработке эффективных управленческих решений;
- обеспечение законности функционирования системы публичного управления;
- обеспечение координации управленческого воздействия, реализуемого различными органами публичного управления в рамках межведомственного взаимодействия;
- доведение до сведения населения социально-политических норм и правил и пр.
Коммуникативная политика обеспечивает налаживание каналов обмена информацией, как по горизонтали, так и по вертикали.