Формы взаимодействия государства и крупного бизнеса – это способы извлечения взаимной выгоды из взаимоотношений государственных структур и крупных бизнес-структур в процессе выполнения ими своих функций и помощи в выполнении функций друг друга.
Крупный бизнес – это совокупность субъектов экономической деятельности, отличающихся значительными объемами деятельности, способностью составить системообразующее значение для экономической системы государства.
Характеристика места крупного бизнеса в экономике государства
Крупный бизнес рассматривается в качестве системообразующего элемента экономической ситуации в стране, важнейшего источника пополнения бюджетной системы, источника формирования рабочих мест и обеспечения экономической стабильности.
Крупный бизнес можно рассматривать в качестве индикатора уровня экономического развития государства. Наличие крупных бизнес-структур в экономике страны свидетельствует о возможностях развития и расширения бизнеса на территории государства, его поддержке со стороны государственной власти.
Крупный бизнес выступает в качестве движущегося звена экономической системы страны. По сравнению с малым и средним бизнесом крупные бизнес-структуры обладают значительными ресурсами, формируют значимую для экономики страны налоговую базу, обеспечивают крупные поступления в бюджетную систему страны. Крупный бизнес обладает ресурсами, позволяющими осуществлять фундаментальные исследования, изыскивать резервы сокращения издержек производства. Крупные бизнес-структуры выступают в качестве носителей научно-технического прогресса, осуществляют внедрение современных ресурсосберегающих технологий. Крупный бизнес в современном обществе существует в трех разных формах:
- во-первых, в качестве единой производственной структуры, отвечающей за производство товаров или оказания услуг, то есть относящейся к реальному или финансовому сектору экономики;
- во-вторых, в качестве единого экономического агента, осуществляющего монопродуктовую или диверсифицированную деятельность с единым центром управления;
- в-третьих, в качестве интегрированной бизнес-группы, включающей в себя совокупность компаний, деятельность которых в качестве самостоятельных бизнес-единиц осуществляется в различных секторах экономики.
Сущность взаимодействия государства и крупного бизнеса
Проблема взаимодействия государства и крупных предпринимательских структур является крайне актуальной в современном обществе по причине того, что существование одного без другого практически невозможно. Задача исследования форм взаимодействия государства и крупного бизнеса состоит в том, чтобы установить, какими способами можно осуществлять это взаимодействие, а также какую выгоду могут извлечь участники взаимодействия из него.
И государство, и крупный бизнес обладают высокой значимостью и большой ответственностью. Каждая из указанных сфер много вкладывает в развитии благополучия населения страны. Каждому институту присущи определенные особенности, сфера влияния, совокупность решаемых задач.
Государство как институт общественных отношений обеспечивает получение следующих результатов:
- во-первых, формирование условий стабильного и безопасного развития общества;
- во-вторых, обеспечение выплат социального характера в пользу населения;
- в-третьих, выполнение регулирующей роли в отношении экономической системы государства;
- в-четвертых, организация экологической защиты и охраны окружающей среды;
- в-пятых, поддержка развития культурной сферы общества.
Крупные бизнес-структуры способны приносить государству следующие эффекты:
- во-первых, формировать новые рабочие места;
- во-вторых, создавать материальные и нематериальные блага, обеспечивающие жизнедеятельность общества;
- в-третьих, развивать отношения собственности в обществе;
- в-четвертых, формирует спрос на товары, работы, услуги.
Гармоничное развитие общества невозможно без взаимодействия государства и крупных бизнес-структур. Современное общество нацелено на поиск эффективных форм взаимодействия государственной власти и крупных бизнес-структур.
Характеристика форм взаимодействия государства и крупного бизнеса
Проведенные исследования взаимодействия государства и крупного бизнеса показывают, что формы сотрудничества между этими институтами можно классифицировать по различным признакам на следующие виды:
- во-первых, формальные и неформальные;
- во-вторых, индивидуальные и коллективные;
- в-третьих, скрытые и гласные;
- в-четвертых, частные и социально-значимые.
К числу основных форм взаимодействия государства и крупного бизнеса можно отнести следующие:
- во-первых, лоббизм, сущность которого состоит в продвижении тех или иных идей, выгодных для крупного бизнеса через систему общественных объединений, партий, чиновников, лояльных крупным бизнес-структурам;
- во-вторых, коррупционные действия, выступающие результатом теневой экономической деятельности. Существование этой формы взаимодействия обусловлено необходимостью оперативного принятия положительных решений по тем или иным бизнес-процессам;
- в-третьих, согласительные процедуры, задача которых состоит в возможности оспаривания принятых государственными органами управления решений посредством всеобщего обсуждения. Такая форма взаимодействия активно применяется развитыми странами, но в России пока не получила поддержки со стороны государства на федеральном уровне, хотя те или иные проблемы обсуждаются государственными властями и бизнесом в рамках экономических форумов;
- в-четвертых, заключение соглашений, предусматривающих установление квот на осуществление какой-либо деятельности, реструктуризацию долгов, выполнение планов и иных договоренностей.
Исследование форм взаимодействия государства и крупного бизнеса показывает, что резервы этого взаимодействия еще не исчерпаны. Указанные институты могут развивать свое взаимодействие в целях получения взаимной пользы.