Управление человеческими ресурсами – это важная составная часть общего управления организацией, призванная обеспечить максимально эффективное использование трудовых ресурсов для достижения целей организации.
Управление человеческими ресурсами и его связь с искусственным интеллектом
Современное общество характеризуется успешным развитием цифровой экономики, которая формирует тенденции, направленные на изменение роли человека в деятельности организации, включая управление человеческими ресурсами. В целом для всех организаций в мире характерно стремление к повышению эффективности управления человеческими ресурсами. Эксперты в сфере подбора кадров считают, что ближайшее будущее характеризуется высокой потребностью в высокопрофильных специалистах, переходом многих сотрудников на режим удаленной работы, распространением информационных технологий в системе организации бизнес-процессов. Это ставит перед работодателями новые задачи по организации управления человеческими ресурсами с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Основу современных информационно-коммуникационных технологий составляет искусственный интеллект, представляющий собой набор технологий, который способен обучаться и выполнять определенные задачи без привлечения человека. Технологии искусственного интеллекта обладают мощными возможностями, которые в совокупности способны обеспечить уникальные условия для роста производительности труда.
Управление человеческими ресурсами стремится к обеспечению использования сотрудников организации для получения работодателем максимальной выгоды от их умений и навыков. При этом работники должны получать максимально возможное удовлетворение от своего труда в материальном, психологическом и ином смысле. Применение искусственного интеллекта и его инструментов способно обеспечить организациям решение поставленных задач в сфере управления человеческими ресурсами.
Возможности применения искусственного интеллекта в управлении человеческими ресурсами
Технологии искусственного интеллекта позволяют решать приоритетные задачи управления человеческими ресурсами, к числу которых можно отнести следующие
- во-первых, анализ настроения работников. Концепция применения искусственного интеллекта при решении этой задачи достаточно проста: осуществляется анализ больших объемов текстовой информации и ее деление на категории по отношению или настроению. Понимание настроения персонала в рамках компании и ее подразделений обеспечивает формирование лучших условий для труда и удовлетворения потребностей персонала. Решение этой задачи возможно посредством совмещения технологий машинного обучения и обработки естественного языка. Алгоритмы искусственного интеллекта осуществляют работу с неструктурированной информацией, которую получают путем анализа разговоров персонала, их электронных писем, иной входящей информации. Искусственный интеллект реагирует на слова, которые характеризуют определенные проблемы. Система обеспечивает получение информации из комментариев в интернете компании, обратной связи, полученной в результате опросов персонала;
- во-вторых, вербальные коммуникации и голосовые помощники. Несмотря на современные возможности взаимодействия персонала, значение личной коммуникации продолжает преобладать. Вербальное общение выступает наиболее эффективным и оперативным способом взаимодействия, однако одним из участников такого взаимодействия на современном этапе общественного развития может выступать искусственный интеллект. Многими людьми и компаниями уже используются разнообразные приложения, основу которых составляет голосовые помощники, обеспечивающие возможность обучения сотрудников, сопровождение их действий, прослушивание звонков, совершаемых сотрудниками отдела продаж;
- в-третьих, обучение и развитие персонала. Искусственный интеллект и его инструменты позволяют осуществлять обучение и развитие сотрудников с помощью современных технологий. Искусственный интеллект обеспечивает отслеживание работы отдельных работников, их сравнение с наиболее успешными специалистами, разработку рекомендаций по персональной программе обучения каждого отдельного сотрудника. Эффективным инструментом обучения сотрудников могут выступать чат-боты, которые позволяют новичкам успешно осваивается в компании могут круглосуточно отвечать на многие вопросы о специфике ее деятельности;
- в-четвертых, найм и отбор сотрудников. Чат-боты как инструмент искусственного интеллекта могут применяться и в процессе найма и отбора сотрудников. В этом случае преимуществом использования искусственного интеллекта является беспристрастность собеседования сотрудников на первичных этапах, демократичность применяемых технологий, снятие стресса за счет игнорирования оценочного фактора путем личного присутствия персонала компании. Искусственный интеллект также может использоваться для считывания эмоций кандидатов при ответе на те или иные вопросы.
Проблемы применения искусственного интеллекта в управлении человеческими ресурсами
Активное развитие технологий искусственного интеллекта, тем не менее, не обеспечивает полноценного внедрения этих технологий в процессе управления человеческими ресурсами. Это связано с наличием ряда проблем, обусловленных спецификой технологий искусственного интеллекта:
- во-первых, дефицит финансовых ресурсов в сфере искусственного интеллекта. Несмотря на интерес к технологиям искусственного интеллекта, инвесторов, готовых вкладываться в долгосрочное развитие этих технологий, явно недостаточно. В результате решение таких задач как управление человеческими ресурсами с помощью искусственного интеллекта не всегда выступает приоритетным направлением исследований;
- во-вторых, безопасность и конфиденциальность информации. Искусственный интеллект способен обрабатывать огромные массивы информации, однако их накопление требует надежной защиты. Технологии защиты информационной безопасности не всегда успевают за развитием технологий искусственного интеллекта, что создает опасность утечки данных и их использования не во благо компании;
- в-третьих, сложности интеграции искусственного интеллекта в существующие инфраструктуры компании. Не всегда компании по своему техническому оснащению готовы к применению технологий искусственного интеллекта;
- в-четвертых, высокая стоимость текущего обслуживания и так далее.