Инструменты подталкивания при выборе поставщика услуг – это элемент «архитектуры выбора», инструмент воздействия на процесс принятия решения для обеспечения предсказуемого поведения людей.
Значение инструментов подталкивания при выборе НКО как поставщика социальных услуг
В последнее время тенденцией развития социальной сферы является включение НКО в реализацию социальных функций государства, в решение задачи предоставления социальных услуг. При этом обоснованы опасения общественности относительно возможностей НКО удовлетворять потребности населения в социальных услугах на условиях доступности, качества, максимального охвата и др. Иными словами, при коммерциализации сферы социальных услуг встает вопрос о способности НКО гарантировать обеспечение баланса доступности, стоимости и качества социальных услуг.
Так, организация социальной сферы преимущественно осуществляется по двум ключевым направлениям:
- выстраивание полностью государственной системы предоставления социальных услуг. Такая система, например, действовала в Советском государстве, предполагала максимальный охват советского населения, унификацию предоставляемых социальных услуг и гарантий. При этом отсутствовал индивидуальный подход к потребностям отдельного человека;
- коммерциализация сферы социальных услуг. Важно отметить, что включение НКО в решение социальных задач не предполагает отказа государства от обязательств перед населением, а только передачу части социальных функций государства тем организациям, которые способны наиболее эффективно оказывать социальные услуги населению. Предполагается, что, как и во всякой конкурентной среде, наличие конкуренции в области предоставления социальных услуг населению приведет к повышению качества продукта, а значит, к росту благополучия населения.
В современных условиях, в том числе и в России включение НКО в систему предоставления социальных услуг предполагает не столько разгрузку государства от социальных функций, сколько расширение спектра и содержания социальных услуг, распространение индивидуального подхода в решении социальных задач. Так, в частности, некоммерческие организации сегодня предлагают социальные услуги, которые государственными учреждениями не предоставляются, в том числе услуги хосписа, трудоустройства инвалидов, реализации профилактических мероприятий в сфере социального сиротства и др.
Важно подчеркнуть, что такой подход к организации системы социального обслуживания населения имеет теоретическое обоснование: в соответствии с теорией смешанных систем производства социальных услуг, в частности теорией непрямого государственного управления, необходимость партнерства государства и общества, в частности с НКО в сфере предоставления социальных услуг, обосновывается возможностью за счет привлечения НКО расширить сферу социальных услуг, сделать подход к решению социальных задач более конкретизированным и индивидуализированным.
Финансирование деятельности НКО осуществляется за счет:
- ресурсов регионального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
- реализации закупок социальных услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе для обеспечения нужд государства;
- средств получателей социальных услуг при реализации таких услуг за плату.
Возможность реализации социальных услуг за плату предполагает, что потребитель социальных услуг выбирает конкретного поставщика для получения социальных услуг и удовлетворения своих потребностей в периодической, постоянной или разовой социальной помощи для улучшения собственной жизнедеятельности или расширения спектра возможностей по самостоятельному обеспечению своих жизненных потребностей.
Характеристика инструментов подталкивания при выборе НКО как поставщиков социальных услуг
Коммерциализация сферы предоставления социальных услуг требует и переосмысления индивидами механизма получения социальных услуг. Население должно быть переориентировано от обращения с запросом о предоставлении социальных услуг непосредственно к государству на самостоятельный выбор наиболее подходящей организации для предоставления социальных услуг. Более того, с развитием конкуренции на рынке социальных услуг будет обеспечиваться возможность получения одного вида социальных услуг у разных поставщиков.
Чтобы переориентировать население с запросом социальных услуг в частный сектор, государству необходимо прежде всего:
- гарантировать определенный минимум удовлетворения потребностей в сфере социальных услуг для каждого нуждающегося за счет финансирования НКО бюджетными ресурсами;
- обеспечить возможности заинтересованных в получении услуг более высокого качества за счет собственных ресурсов.
Еще одним инструментом подталкивания при выборе НКО как поставщиков социальных услуг может стать позиционирование НКО как узкопрофильных организаций, которыми накоплены уникальные специальные знания и практические навыки в конкретной сфере социального обслуживания, а также подобран персонал, способный наиболее эффективно удовлетворить запрос клиента с учетом его индивидуальных характеристик.
При этом государство должно осуществлять перманентный мониторинг эффективности расходования бюджетных ресурсов НКО, на основе которого государственная поддержка должна направляться в наиболее эффективно функционирующие организации, на поддержку наиболее востребованных практик. С развитием рынка социальных услуг поддержка наиболее эффективно функционирующих организаций будет обеспечиваться и выбором потребителя услуг.
Таким образом, для эффективного решения социальных задач в современных условиях государству необходимо привлекать НКО и ориентировать население на переход к коммерческой, индивидуализированной системе социального обслуживания при обеспечении нуждающихся необходимым минимумом социальных услуг за счет государства.