Национальный проект – это система мероприятий экономического, правового, финансового, организационного и иного характера, имеющих своей целью обеспечить эффективное социально-экономическое развитие страны по ключевым направлениям, в том числе в области человеческого капитала, в области обеспечения комфортной среды для жизнедеятельности населения, в области экономического роста.
Значение инновационной составляющей национальных проектов
В самом общем виде национальный проект можно охарактеризовать как систему мероприятий, разрабатываемых и реализуемых органами публичного управления и обеспечивающих учет интересов всего населения без ориентации на конкретную региональную территорию или социальную группу. Национальный проект реализуется на всей территории страны, носит общезначимый характер и обеспечивает достижение стратегических целей социально-экономического развития. Национальные проекты стремятся к обеспечению экономического роста государства в целом и отдельных его территорий в частности, в том числе посредством стимулирования к долгосрочному взаимодействию между субъектами предпринимательства и органами публичного управления на условиях государственно-частного партнерства.
Перед современными государствами стоит задача обеспечения в долгосрочной перспективе эффективного социально-экономического развития для гарантирования благополучия личности. В рамках национальной политики разрабатываются и реализуются мероприятия, призванные повысить, в том числе за счет инновационного развития, уровень жизни населения, гарантировать комфортную среду для жизнедеятельности и хозяйственной деятельности, в частности. Так, в России в 2018 г. указом главы государства были утверждены национальные цели и стратегические задачи развития страны на период до 2024 г.
Прогрессивное социально-экономическое развитие страны связывается в указанном документе с:
- научно-технологическим развитием;
- увеличением численности населения;
- повышением уровня жизни населения страны;
- создания комфортной среды для проживания, а также условий для реализации потенциала и раскрытия таланта каждого члена общества.
Для реализации указанной цели федеральными и региональными органами публичного управления разрабатываются национальные проекты, в том числе:
- в области демографии;
- в области образования;
- в области здравоохранения;
- в области жилищного строительства и формирования городской среды;
- в области экологии;
- в области производительности труда и обеспечения занятости;
- в области науки;
- в области цифровой экономики;
- в области малого и среднего предпринимательства и др.
В 2020 г. глава государства подписал новый указ, определив приоритеты национального развития до 2030 г. В указе главой государства выделены следующие приоритетные цели развития:
- сохранение российского населения и его здоровья и благополучия;
- обеспечение возможностей для самореализации и развития потенциала личности;
- обеспечение комфортной и безопасной среды для жизнедеятельности;
- обеспечение достойного эффективного труда и предпринимательской деятельности;
- цифровая трансформация.
Итак, инновационная составляющая национальных проектов в соответствии с новым указом главы государства, определившим стратегические цели развития государства, заключается в реализации национальной цели цифровой трансформации: в ключевых социально-экономических отраслях должна быть достигнута цифровая зрелость, в частности в экономике и сфере публичного управления.
Содержание инновационной составляющей национальных проектов
Реализация инновационной составляющей национальных проектов предполагает прежде всего расширение числа предприятий, реализующих технологические инновации. Количество таких предприятий должно достичь 50 % от числа всех функционирующих предприятий. В связи с необходимостью реализации данной цели должны увеличиться и объемы вложений в инновационное обновление российской экономики. Такие вложения должны в четыре раза превысить объемы, направляемые в инновационную сферу, по сравнению с объемами финансовых ресурсов, направленных в данную сферу в 2019 г.
Проблемными аспектами, препятствующими реализации данной цели, являются:
- недостаточная конкретизация установленных приоритетов, а также неясность в последовательности их реализации. Достижение всех целей одновременно затруднительно, поскольку объективно ограничены ресурсы, которые государство и общество может направлять на решение задач инновационного обновления экономики;
- необходимость выстраивания эффективных каналов взаимодействия между федерацией и региональными территориями в части реализации инновационной составляющей национальных проектов. На первых этапах реализации национальных проектов по обеспечению инновационного развития российского государства и общества региональные территории не смогли в полной мере реализовать задачи проектов.
Итак, значение инновационной составляющей национальных проектов обусловлено следующими обстоятельствами:
- реализация инновационной составляющей национальных проектов предполагает формирование национальной инновационной системы, которая должна обеспечить сохранение страны и конкурентоспособности;
- большую роль в решении задач формирования инновационной системы страны играют национальные проекты, которые предусматривают в качестве приоритетного развития государства внедрение инновационных технологий и продуктов во все приоритетные социально-экономические области. Таким образом, чтобы эффективно реализовать национальные проекты и обеспечить в частности реализацию их инновационной составляющей необходимо конкретизировать приоритеты государство и общества в указанной в сфере, исчерпывающе определить систему мероприятий, их ресурсное обеспечение, а также последовательность их реализации.