Имидж государственного служащего – это оценочный образ отдельного государственного служащего, формируемый параметрами результативности и эффективности его работы, его добросовестности, профессионализма, должностного поведения, культурного уровня, коммуникативных качеств, внешнего вида и прочих характеристик, а также совокупность субъективных оценок деятельности государственного служащего со стороны граждан и институтов гражданского общества.
Сущность имиджа государственного служащего и характеристика его составляющих
Для современных систем государственного управления и общественного развития характерен высокий уровень информированности общества о действиях и роли государственных служащих в осуществлении функций государственного управления. На сегодняшний день многие поступки государственных служащих являются объектом внимания со стороны общества, формируя негативное отношение населения к органам власти.
Желание избежать негативных последствий для государственного управления, а также для обеспечения добросовестного и профессионального выполнения государственными служащими своих обязанностей формирует требования к созданию и поддержанию имиджа государственного служащего.
Имидж государственного служащего складывается из разнообразных характеристик, всю совокупность которых можно разделить на три группы:
- во-первых, персональные характеристики, которые включают в себя психологические и физические особенности государственного служащего, особенности его характера и типа личности, индивидуальный стиль принятия управленческих решений государственным служащим;
- во-вторых, социальные характеристики, к числу которых можно отнести умение оперативно реагировать на общественные вызовы современности;
- в-третьих, символические характеристики. Данные характеристики находятся во взаимосвязи с культурой управленческого труда и поведением личности.
Показателями имиджа государственного служащего также выступают его компетентность и профессионализм, формирующие принципиальную основу несения государственной службы.
Также в состав элементов имиджа государственного служащего можно отнести политические компетенции, раскрывающиеся в следующем виде:
- во-первых, обеспечение роста эффективности государственного управления за счет глубокого исследования проблемных ситуаций, умения осуществлять прогнозирование результатов реализуемой политики, оперативно реагировать на угрозы и вызовы, стремиться к внедрению новейших технологий в систему государственной службы;
- во-вторых, обеспечение лучшего взаимодействия общества и государства, выражающееся в формировании общедоступных экспертных сетей, умении работать в рамках публичных групп, реализовать межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственного управления и так далее;
- в-третьих, обеспечение степени открытости органов государственного управления, выражающееся в способности вовлекать общество в решение государственных проблем, диагностировать общественное мнение, обеспечивать взаимодействие со средствами массовой информации;
- в-четвертых, реализация политики коммуникативных компетенций, подразумевающей освоение требований к формированию презентацией, приемов переговорного процесса, реализации коммуникационных технологий и так далее.
Сущность стратегического подхода к формированию и позиционированию имиджа государственного служащего
Работа по формированию имиджа государственного служащего требует осознания этим служащим своего места в системе государственного управления и служения общества.
Эффективным инструментом формирования и позиционирования имиджа государственного служащего выступает работа соответствующих PR-служб, однако, следует признать, что это работа не всегда обеспечивает необходимый результат. Граждане продолжают негативно воспринимать образ госслужащего, считая его своим «врагом» на пути к удовлетворению необходимых потребностей.
Формирование имиджа государственного и муниципального служащего обеспечивается, в первую очередь, его способностью выказывать такое отношение к любому гражданину, которое обеспечивает понимание их равенства, вне зависимости от общественного положения, антипатий и личных симпатий государственного служащего. Умение видеть в каждом человеке равные права на достойную жизнь, проявление чуткости и понимания, осознание личности каждого человека выступают главным условием на этапе формирования и позиционирования имиджа государственного служащего.
Стремление дистанцироваться от проблем конкретного человека, реализация шаблонного подхода к возникшим ситуациям являются препятствием для формирования положительного имиджа государственного служащего.
Опросы общественного мнения показывают, что отрицательными характеристиками имиджа государственных служащих выступают:
- во-первых, равнодушие к людям;
- во-вторых, продажность;
- в-третьих, безразличие к интересам развития государства.
Развитие системы государственной власти, ужесточение требований к государственным служащим постепенно повышает степень осознанности этими служащими необходимости осуществления стратегического подхода при формировании собственного имиджа. Однако, зачастую, «соблазны» государственной власти и наличие неконтролируемых возможностей являются непреодолимым препятствием на пути соблюдения принципиальных основ государственной службы.
Не каждый человек, занимающий должность в системе государственной службы, способен действовать в соответствии с этическими требованиями.
Лица, стремящиеся к несению государственной службы, должны осознавать последствия всех своих поступков, принимаемых решений и осуществляемых действий, которые способны негативно сказаться на результатах их деятельности на государственной службе.