Государственное управление – это реализация политических, экономических и административных функций по управлению делами государства, опосредующая систему механизмов, методов, инструментов, процессов и институтов, обеспечивающих права граждан и их объединений выражать собственные интересы, реализовывать свои права и обязанности и урегулировать возникающие разногласия.
Значение взаимоотношений «государство – индивид»
Государство в современном мире является одним из главных социально-политических институтов. Современные государства берут на себя обязанности по обеспечению прав личности. Для этого народ как источник власти наделяет государство верховной властью, что предполагает:
- распространение властных решений на все население территории государства и все организации гражданского общества;
- преобладающую позицию государства в отношении иных социальных институтов;
- невозможность принадлежности ни одной социальной власти имеющихся в распоряжении государства инструментов влияния, например, реализации законотворческой деятельности, правосудия, принуждения и др.
Взаимосвязь индивида и государства сложна по своей природе:
- народ как источник власти наделяет суверенитетом государственную власть, признавая ее верховенство;
- система прав и свобод личности получает свое правовое оформление в контексте правового статуса гражданина государства.
Таким образом, взаимоотношения индивида и государства характеризуется системой взаимных прав и обязанностей, при этом на государство возлагаются обязанности по защите граждан за пределами территории государства. Другими словами, взаимодействие государства индивида строится на принципе взаимной ответственности.
Государство в системе государственного управления
Значение государства в системе государственного управления определяется его ключевыми характеристиками, к числу которых относятся:
- универсальность государственной власти. Указанное свойство государственной власти предполагает, что государство – это организация, объединяющая общество в целом, то есть универсальный институт, отличный от всех иных социальных институтов тем, что его решение обязательно для всех;
- монополия на государственное принуждение. Государство для обеспечения прав личности обладает правом на государственное принуждение, для этого оно формирует специальные институты и органы, например, полицию и др.;
- правовая система. Государство создает правовые нормы, обеспечивает их реализацию, и при этом право обеспечивает юридическое оформление государства, государственной власти, государственной воли. Законотворческая функция государства заключается в установлении общих для всех правовых норм;
- государство наделяется народом суверенитетом, превращаясь в инструмент выработки и реализации политической воли. Политическая система, все ее элементы возникают вместе с государством, без государства функционирование политической системы лишено смысла. Политические партии, политические лидеры и иные политические акторы представляют интересы определенных социальных групп, в то время как государство призвано выразить всеобщий интерес;
- прерогатива государственной власти. Это свойство государства и свойства его суверенитета предполагает, что государство способно разрешить, запретить или приостановить деятельность всякой иной социальной власти;
- вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в институте государства.
Здесь важно подчеркнуть, что роль государства в системе государственного управления следует характеризовать не как главную, а как особую. В демократически устроенном обществе государство создается и функционирует для обеспечения прав личности, в своей деятельности подчиняется законам, принятым представителями народа. И в целом, система государственного управления ответственна перед народом, подконтрольна ему, что в частности обеспечивается выборами должностных лиц в системе государственного управления на всех ее уровнях и формированием посредством выборов представительных органов.
Индивид в системе государственного управления
Демократическое государство создается и функционирует для обеспечения прав личности. Иначе говоря, конституционные права и свободы индивида не могут быть реализованы без обеспечения их правовыми и государственными механизмами. Права индивида, зафиксированные в основном законы страны, можно разделить на следующие виды:
- права, которые индивид реализует в частной сфере;
- права, которые индивид реализует в публичной сфере;
- права, реализуемые индивидом в социально-экономических отношениях;
- права, необходимые индивиду для защиты своих прав в иных сферах.
Права индивида в личной сфере во многом обеспечивают личную свободу гражданина и определяют границы возможного вмешательства государства в частную жизнь индивида. В свою очередь, права индивидов в публичной сфере определяют степень его влияния на систему государственного управления. При реализации вышеперечисленных прав индивид может участвовать в системе государственного управления:
- непосредственно, когда он избирается на государственную должность или становится государственным служащим. В этих случаях индивид в своей повседневной профессиональной деятельности реализует функции государства;
- опосредованно, участвуя в выборах, участвуя в политических процессах иным образом, то есть выражая собственное политическое мнение, мнение социальной группы или участвуя в избрании должностных лиц государственного управления.
Особое взаимодействие происходит в случае нарушения индивидом общеустановленных правил и норм, когда государство применяет к нему в рамках установленных законом инструменты принуждения для предотвращения нарушения прав иных лиц, общественных интересов.
Таким образом, обеспечение прав индивида – ключевая задача государства. В свою очередь, индивид как субъект политической жизни своим политическим выбором, активностью участия в политических процессах определяет политический облик государства, общеобязательные нормы и пр. Государство же принимает на себя обязанности по созданию и поддержанию институтов демократического управления, обеспечению прав личности, установлению гарантий защиты прав личности и др.