Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственный орган управления ценами

Понятие и цели функционирования государственного органа управления ценами

Определение 1

Государственный орган управления ценами - это орган публичного управления, который обеспечивает баланс интересов потребителей и производителей в условиях свободного рынка посредством ценового регулирования.

В условиях демократического гражданского общества, правового государства и свободного рынка предполагается самостоятельность субъектов рыночных отношений в установлении цен и других условий своей деятельности. Однако и в условиях свободного рынка остаются сферы рыночных отношений, которые не могут эффективно функционировать без вмешательства органов публичного управления. Прежде всего, это касается тех секторов отечественной экономики, которые характеризуются высоким социальным значением. В таких секторах крайне важно целенаправленное публично-правовое воздействие, способное обеспечить как интересы потребителя, так и интересы производителей в условиях «мягкого» контроля.

Приоритетным направлением публичного управления здесь является воздействие на ценообразование, которое способно повлиять на рыночное равновесие и позволяет использовать цены как инструмент обеспечения баланса интересов участников рыночных отношений. Таким образом, перед органом государственного регулирования цен стоят следующие задачи:

  • сдерживание роста цен на отдельные категории продукта;
  • стимулирование к повышению эффективности производства, в том числе внедрению инноваций.

Эффективность деятельности государственного органа регулирования цен напрямую связана с уровнем согласованности интересов участников рыночных отношений:

  • субъектов, которые производят продукты;
  • посредников, которые обеспечивают согласование усилий различных участников рыночных отношений;
  • потребителей продукта.
Замечание 1

Необходимость баланса обусловлена тем, что участники рыночных отношений преследуют противоположные цели. Так, интересы потребителя продукта обусловлены удовлетворением его потребностей максимально эффективно по минимальным ценам, производителя продукта – получением максимально высокой прибыли при минимизации вложений.

«Государственный орган управления ценами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Органы публичного управления экономикой и социальным развитием страны, региона, местного сообщества, в том числе органы государственного регулирования цен, направляют свои усилия на сдерживание размера цен на продукты, которые характеризуются как социально-значимые. Иными словами, здесь государственный орган регулирования цен преследует цель обеспечить достойное положение потребителя. При этом орган государственного регулирования цен преследует цели и обеспечения эффективного функционирования производителя продукта, потому как именно от эффективности деятельности производителей, прибыльности их деятельности зависит объем налоговых поступлений в бюджеты публично-правовых образований всех уровней, а значит, и эффективное социально-экономическое развитие территории и обеспечения прав личности. Таким образом, в этом аспекте приоритеты государственного органа регулирования цен совпадают с приоритетами производителей продукта.

Направления деятельности государственного органа регулирования цен

Приоритетные для государства направления публично-правового воздействия на процессы ценообразования определены в подзаконном нормативно-правовом акте – в постановлении Правительства страны, которое характеризует используемые для регулирования цен в отечественной экономике меры. Указанное постановление было принято во исполнение указа главы страны в области государственного регулирования цен, в котором отмечали следующие приоритетные направления правового регулирования в рассматриваемой сфере:

  • необходимость поддержания процессов дальнейшей либерализации цен. При этом подчеркивается необходимость государственного регулирования процесса ценообразования только в отношении продукта естественных монополий. В частности, Правительству было поручено определить продукт производственно- технического назначения, а также продукт, который характеризуется в качестве продукта народного потребления, в идее перечня соответствующих товаров (услуг), цены на которые должны регулироваться Правительством и иными федеральными органами и высшими органами региональной власти;
  • необходимость определения процедуры государственного регулирования цен на указанные продукты и установления процедуры регулирования цен на энергию – электрическую и тепловую;
  • необходимость координации функционирования органов публичного управления регионального уровня в области государственного регулирования цен;
  • необходимость установления процедуры учета дотаций, предоставляемых в целях государственного регулирования цен, при формировании бюджета. Кроме того, подчеркивается необходимость применения органами публичного управления регионального уровня дотаций как инструмента регулирования цен на управляемой территории;
  • необходимость установления ответственности для субъектов рыночных отношений – производителей продукта – при нарушении ими положений законодательства, направленных на регулирование цен на рынке. Такая ответственность предполагает применение к нарушителю санкции в форме взыскания полученной в результате правонарушения прибыли.

В свою очередь, правительство страны как государственный орган регулирования цен устанавливает указанные выше перечни продукта, регулирование цен на которой имеет социальное значение. Итак, в качестве инструментов прямого публично-правового воздействия на цены в российской экономике используются установление предельных значений, а также установление ценовых коэффициентов и максимальных размеров надбавок для оптовых и розничных продаж.

Отдельным направлением государственного регулирования цен являются компенсационные бюджетные выплаты (дотации), которые направлены на переход производителей из дотационного сектора экономики в конкурентный (коммерческий). Однако на практике нередко применение дотаций приводит к тому, что производители продуктам не прилагают усилий к повышению эффективности, а рассчитывают исключительно на дотации.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot