Показатели эффективности выполнения государственных заказов – это система параметров, которые используются для анализа полученного при выполнении государственных заказов социально полезного эффекта и затраченных бюджетных ресурсов, а также для оценки эффективности механизма государственных закупок и решения задач публично управления.
Значение эффективности выполнения государственных заказов
В современных условиях в практике зарубежных государств организация системы размещения и реализации государственных закупок направлена на обеспечение эффективного расходования средств бюджета в сочетании с сокращением отрицательного воздействия системы государственных закупок на уровень конкуренции на рынке.
Вопрос организация государственного заказа на национальном рынке сегодня становится предметом рассмотрения международного права, поскольку эффективность организации государственных закупок внутри страны оказывает существенное влияние и на мировой рынок.
Объектом государственных закупок традиционно выступает продукт – работа, товар или услуга. Здесь важно отметить, что специфика организации размещения и реализации государственных закупок во многом определяется объектом таких закупок.
Значение эффективности государственных закупок определяется не только необходимостью оптимального использования бюджетных средств, но и теми функциями, которые выполняют государственные заказы на внутреннем и международном рынках, а также для развития социально-экономической сферы в стране.
Итак, система организации, размещения и выполнения государственных заказов обеспечивает решение следующих задач:
- удовлетворение потребности Федерации и действующих от ее имени государственных заказчиков в продукте, необходимом для реализации целей, задач и полномочий публичного управления на федеральном уровне, в том числе социальных полномочий для обеспечения специальных федеральных программ. Кроме того, государственные закупки обеспечивают осуществление международных обязательств, в частности, осуществления программ межгосударственного характера, участником которых выступает Россия;
- удовлетворение потребностей регионов и действующих от их имени государственных заказчиков в продукте, который необходим для реализации целей, задач и полномочий региональных органов публичного управления, в том числе посредством размещения государственных заказов в регионах обеспечивается реализация региональных программ;
- удовлетворение потребности местных сообществ, выступающих от их имени муниципальных заказчиков в продукте, который необходим для эффективного регулирования вопросов местного значения и реализации переданных Федерацией и регионами государственных полномочий на основе государственного законодательства.
Участниками системы выполнения государственных закупок могут выступать любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели и гражданине. Отбор исполнителей государственных заказов реализуется посредством предусмотренных специальным законодательством конкурсных процедур, что обеспечивает выбор наиболее приемлемых условий для максимально эффективной реализации государственного заказа.
Сегодня в систему государственных заказов вовлечены более четверти миллиона предпринимателей. Специальное законодательство было нацелено на обеспечение равных условий доступности рынка государственных закупок для всех предпринимателей, однако при этом в практике размещения государственных заказов используется неадекватные критерии оценки конкурентоспособности исполнителя, в частности, оценке подвергается лишь единственный критерий – это низкая стоимость продукта – объекта государственной закупки, при этом оценка совокупной экономической эффективности не производится.
Характеристика показателей эффективности выполнения государственных закупок
Механизмы организации и реализации государственных заказов в России функционируют более двух десятилетий, однако эффективная система оценки выполнения государственных заказов до сих пор не выработана. При этом в теории и практике проблема выработки объективных критериев эффективности выполнения государственных заказов активно исследуются.
В центре внимания системы оценки остается исполнитель государственного заказа, в то время как качество самого заказа и потенциальные возможности его использования государственным заказчиком остаются вне рамок оценивания.
Очевидно, что система отношений по размещению и выполнению государственных заказов характеризуется наличием двух сторон, потому целесообразным является оценка деятельности обоих субъектов. Отсюда обоснованными является разработка и внедрение показателей, характеризующих, как внешнюю, так и внутреннюю сторону отношений по размещению государственных заказов. Так, для оценки деятельности исполнителя необходимо использовать показатели, которые характеризуют:
- качество выполнения государственного заказа в момент завершения производства и поставки продукта, оказания услуги, выполнения работы, которые предусматривались в качестве объекта государственного заказа;
- текущая оценка качества выполнения государственного заказа, которая предполагает исследование качества объекта государственного заказа, проявляющегося по истечении определенного периода времени;
- комплексное исследование качества включает систему параметров оценки эффективности выполнения условий государственного заказа всеми субъектами и оценки качества объекта государственного заказа.
Для оценки эффективности выполнения госзаказа в момент совершения используются количественные показатели, которые отражают выполнение госзаказа в срок, в том числе выполнение в срок каждого этапа госзаказа, и если имеется нарушение срока, то показатели отражают степень такого нарушения.
Текущая оценка качества выполнения государственного заказа предполагает использование показателей, отражающих изменение качественных характеристик объекта государственного заказа с течением времени.
Комплексная оценка предполагает использование показателей, характеризующих качество выполнения государственного заказа исполнителем, качество исполнения условий заказчиком, качество оценки объекта государственного заказа.