Особенности средневекового развития российского государства
Средние века для российского государства характеризуются как период феодальной раздробленности. Среди историков существуют различные взгляды на причину такой раздробленности. С одной стороны, высказывается мнение о том, что она обусловлена изменением порядка княжеского наследования. С другой точки зрения более значимой причиной считается естественное развитие феодальных отношений. XII век в российской истории ознаменовался сознанием местных князей и бояр своей силы, позволившим им отказаться от помощи Великого князя Киевского. Ослаблению власти Киевского князя также способствовало расширение территории государства, препятствующее контролю местного дворянства. Результатом всего этого и стала феодальная раздробленность, выразившаяся в выделении удельных княжеств.
Государственное управление во Владимиро-Суздальском княжестве
Данное княжество выступает классическим образцом русского княжества в период феодальной раздробленности по следующим причинам:
- во-первых, территория княжества была огромной, что позволило ему в свое время выступить центром объединения русских земель;
- во-вторых, Владимиро-Суздальское княжество унаследовало Киевский великокняжеский титул;
- в-третьих, митрополичья кафедра переехала во Владимир.
Особенностью государственного управления Владимиро-Суздальского княжества являлось то, что оно представляла собой в устойчивую монархию, в рамках которой наибольшей силой обладала великокняжеская власть. Даже в период дробления княжества и монголо-татарского ига осталось нетронутым внутреннее государственное устройство владимирского престола и порядок преемственности великокняжеской власти.
Великие князья получали опору своих действий в лице дружин, обеспечивающих военное могущество княжества. Состав дружины обеспечивал формирование Совета, действовавшего при князе. В состав совета также включали представителей духовенства и самого митрополита (после переезда митрополичьей кафедры). Совет был призван осуществлять управление на территории всего Владимиро-Суздальского княжества. В состав совета также включались наместники-дружинники, которые осуществляли управление городами.
Во главе великокняжеского дворца находился дворецкий, выступавший в качестве второго лица в системе государственного управления.
Управление на местах осуществлялось наместниками, посаженными в городах, и волостителями, которые действовали в сельской местности.
Особенности государственного управления в Новгородской и Псковской феодальных республиках
Русские северо-западные земли характеризуются высоким уровнем самобытности, практически не затронутым катаклизмами, случившимися с Россией в средние века. Новгород является древнейшим центром Руси, имеющим обширные земли, при этом не очень удобные для ведения земледельческих работ, в связи с чем развитие территории республики получили такие виды деятельности как солеварение, рыболовство, охота. Новгород выступал центром торговой деятельности, находясь на пути в Европу, что обеспечивало его экономическую независимость от Киева и укрепляло в борьбе за независимость. Новгород стал республикой в XII веке.
Самостоятельность Псковская феодальной республики утвердилась в XIV веке. Псковская республика изначально находилась под властью Новгородской республики, Псков был зависим от Новгорода как его пригород. Новгород вынужденно признал Псковскую независимость в обмен на помощь в борьбе со шведами.
Государственное устройство Новгородской и Псковской республик основано на установлении республиканского строя и независимости от Киева. В качестве высшего органа управления республиками выступало вече главных городов, представляющее собой собрание жителей городских общин. Крестьяне к участию в вече не привлекались. Мнения других городов, как правило, не учитывались.
Роль вече в управлении республиками имеет неоднозначную трактовку вследствие отсутствия достоверных свидетельств той или иной точки зрения на его деятельность. По мнению некоторых исследователей, существуют доказательства узурпации власти со стороны боярства.
В ведении вече находилось решение таких вопросов как объявление войны или мира, избрание высших должностных лиц, в том числе архиепископа.
Работа вече носила нерегулярный характер. Инициатива созыва вече принадлежала высшим должностным лицам, подготавливающим повестку дня и проекты решений. По сути, их политика и определяла «приговор» вече. В перерыве между созывами вече действовал совет господ или бояр.
В системе государственного управления высокую значимость имели отдельные должностные лица, избрание которых осуществлялось на вече. Посадник выступал в качестве высшего должностного лица республики, тысяцкий был вторым лицом в княжестве (но только в Новгороде), а в Пскове избирался еще один посадник. Обязанности посадника и тысяцкого четко не разделялись.
Избрание посадника осуществлялась из знатного боярства. Срок службы посадника не ограничивался. В ведении тысяцкого находились военные вопросы, торговый суд, который не зависел от посадника.
Также в число должностных лиц государства можно было отнести архиепископа, избираемого на вече.
Особенности государственного управления в Галицко-Волынском княжестве
Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе Руси и обособилось от Киевской Руси в XII веке. До этого у княжества не было собственной династии. Административное деление княжества не предусматривало наличия уделов. После смерти князя Даниила Романовича княжество разделилось на Галицкую и Волынскую земли, затем осуществлялось их дальнейшее дробление.
Князья в этих землях не имели сильной власти, поскольку княжества не обладали экономической независимостью. Фактически управление княжествами осуществляло боярство, приглашавшее и смещавшее князей. Князья наделялись полномочиями в административных, военных, судебных и законодательных вопросах. Они же назначали должностных лиц в волости и города, формально несли службу главы вооруженных сил.
Боярская власть реализовывалась через Совет бояр, имеющий неопределенные полномочия. Инициатива созыва принадлежала самому боярству. Князь права голоса в этом вопросе не имел.
Боярство позволяло себе вмешиваться даже семейные дела князя.