Исторические аспекты становления системы государственного управления Украины
Конституционные основы государственного управления Украины должна была сформировать Декларация о государственном суверенитете страны, принятие которой было осуществлено Верховной Радой в июле 1990 года по итогам народного референдума, на котором 90 процентов граждан страны высказалось за независимость. Декларация страны провозглашала такие принципы как независимость внешней и внутренней политики, установления народовластия, суверенитет страны, постоянство нейтрального и внеблокового статуса, гражданское равенство, защита различных форм собственности. Однако в результате последующих действий часть этих принципов осталась нереализованной.
В 1990 году еще в период СССР был совершен конституционный путч, который приостановил действие части глав Конституции Украинской республики таких как бюджет, планирования, экономическая система. Это стало началом формирования нового экономического порядка, приватизации государственной собственности и утрате сбережений населения.
В 1995 году Международный валютный фонд потребовал подписание конституционного договора, которое состоялось несмотря на отсутствие необходимых 300 голосов депутатов Верховной Рады. Конституционный договор был направлен на формирование правовых условий для реализации экономических реформ радикального характера, без проведения которых Украина не могла рассчитывать на кредиты Международного валютного фонда. К числу указанных реформ относится отказ государства от участия в формировании экспортно-импортный политики, осуществление приватизации государственной собственности, формирование системы коммерческих банков и так далее.
В 1996 году стране была принята Конституция. Принятие конституции осуществлялась в три этапа: сначала было проведено первое голосование, затем повторное голосование и сразу же после этого принятие Конституции и ввод ее в действие.
В соответствии с Конституцией Украины страна стала президентской республикой.
Конституция Украины отличается определенными особенностями, к числу которых следует отнести:
- во-первых, превалирование международного законодательства над законодательством национальным;
- во-вторых, получение президентом права формирования администраций, имеющих преимущество перед избранными населением страны органами муниципального управления;
- в-третьих, отсутствие права населения на отзыв депутатов;
- в-четвертых, отсутствие права на обращение в Конституционный суд трудовых коллективов, профсоюзов, общественных организаций и партий. Наделение этим правом только Президента, Правительства, 45 депутатов или уполномоченных по правам человека;
- в-пятых, отказ от законодательных инициатив профсоюзов, партий, трудовых коллективов и общественных организаций;
- в-шестых, отклонение положения конституции по прожиточному минимуму от ратифицированной Всеобщей декларации прав человека. В украинской практике в отличие от международной прожиточный минимум учитывает только три фактора: одежду, еду и жилье, игнорируя социальное и медицинское обслуживание.
Роль Президента Украины в государственном управлении страной
На Президента Украины возлагаются обязанности главы государства. Президент осуществляет свою деятельность от имени государства. Президент Украины выступает в качестве гаранта государственного суверенитета, обеспечивает территориальную целостность страны, соблюдение Конституции страны, а также защиту прав и свобод гражданина и человека.
Выборы Президента Украины осуществляются населением страны посредством всеобщего, прямого и равного избирательного права, реализуемого в форме тайного голосования. Президент страны избирается на срок – пять лет.
Претендовать на пост Президента Украины может любой гражданин страны, достигший возраста 35 лет, наделенный правом голоса, проживающий в стране в течении десяти лет до момента выборов и владеющий государственным языком.
Один и тот же человек может занимать пост Президента Украины не более двух сроков подряд.
Президент Украины приносит присягу. Вступление новоизбранного Президента Украины в должности осуществляется в течение 30 дней после объявления результатов выборов.
В обязанности Президента Украины входит:
- обеспечение государственной независимости, безопасности и правопреемство;
- обращение к народу и Верховной Раде, признанной информировать их о состоянии страны;
- представление государства на международной арене;
- ведение переговоров от лица Украины и заключения международных договоров;
- принятие решений о признании иностранных государств;
- назначение и освобождение дипломатов, представляющих Украину в других государствах, принятие дипломатов других стран,
- назначение всеукраинских референдумов по вопросам изменения Конституции страны;
- назначение внеочередных выборов в Верховную Раду страны;
- прекращение полномочий Верховной Рады в случаях, предусмотренных законодательством;
- внесение в Верховную Раду представлений претендентов на определенные должности в правительстве;
- формирование Конституционного суда на одну третью состава;
- создание судов;
- присвоение высших воинских званий, высших дипломатических рангов и иных специальных званий и чинов;
- награждение государственными наградами;
- дарование гражданства Украины и его прекращение;
- предоставление убежища в Украине;
- осуществление помилования и так далее.
Исполнительная власть Украины
Высшим органом исполнительной власти Украины является Кабинет министров, несущий ответственность перед главой государства и Верховной Радой страны. Кабинет министров включает премьер-министра страны, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров и министров.
Назначение премьер-министра Украины осуществляется Верховной Радой по представлению Президента страны. Остальные члены Кабинета министров назначается Верховной Радой по представлению Президента страны либо премьер-министра.
Кабинет министров Украины призван решать следующие вопросы:
- во-первых, обеспечение государственного суверенитета, экономической самостоятельности страны;
- во-вторых, принятие мер, направленных на обеспечение свобод и прав гражданина и человека;
- в-третьих, обеспечение проведения государственной политики;
- в-четвертых, разработка и осуществление общегосударственной программы развития страны;
- в-пятых, обеспечение равных условий развития всех форм собственности;
- в-шестых, формирование государственного бюджета, контроль его исполнения и так далее.