Государственное управление – это деятельность органов государственного управления и должностных лиц государственного управления, состоящая в практическом воплощении выработанного плана развития государства и его регионов в социально-экономическом плане для обеспечения благосостояния общества и укрепления государственности.
Характеристика методов государственного управления
Государство использует при осуществлении своей деятельности разнообразные методы государственного управления.
Под методами государственного управления понимают совокупность приемов и способов воздействия органов государственного управления и должностных лиц на объект управления в лице общества, общественных отношений, применяемую для обеспечения достижения целей и задач государственного управления, реализации его функций.
Методы государственного управления отличаются следующими общими чертами:
- во-первых, их реализация осуществляется в процессе управленческой деятельности;
- во-вторых, они находятся в органической взаимосвязи с целевым назначением управленческой деятельности государства;
- в-третьих, они являются выражением управленческого воздействия органов государственного управления и должностных лиц на управляемый объект;
- в-четвертых, они адресованы в отношении конкретного объекта управления;
- в-пятых, они выступают выражением средств реализации полномочий органов государственного управления и их должностных лиц в рамках установленной компетенции;
- в-шестых, они находятся во взаимосвязи с состоянием или характеристиками объекта, на который осуществляют управленческое воздействие;
- в-седьмых, они выступают оптимальным способом достижения цели управления в рамках сложившихся условий;
- в-восьмых, они требуют правового опосредования;
- в-девятых, они отличаются масштабной временной или территориальной привязкой.
Методы государственного управления делятся на несколько видов. В частности, в соответствии с критерием характера воздействия выделяют такие методы государственного управления как прямые, также именуемые административными, косвенные, именуемые неадминистративными.
С точки зрения универсальности наиболее распространенными методами государственного управления являются методы поощрения, убеждения и принуждения.
Административные методы государственного управления отличаются следующими особенностями:
- посредством этих методов осуществляется прямое воздействие на управляемый объект;
- императивность и директивность;
- конкретность или однозначность указаний;
- широта применения;
- реализация в рамках деятельности контрольно-надзорного характера;
- обязательность наступления последствий негативного характера при наличии противодействия управляемого объекта;
- оперативное наступления результатов воздействия в сочетании с наличием возможности его ненаступления;
- исчезновение результата при прекращении принудительного управленческого воздействия.
В соответствии с критерием формы выражения методы государственного управления делятся на административно-организационные и административно-правовые.
В соответствии с юридическими свойствами методы государственного управления могут быть нормативными и индивидуальными.
В соответствии с содержанием предписаний методы государственного управления делятся на поощряющие, запрещающие, обязывающие, уполномочивающие.
В соответствии со способом регулирования методы государственного управления могут быть императивными, поручительными и рекомендательными.
Характеристика средств и технологий государственного управления
Основным средствам государственного управления выступает информация, посредством которой можно осуществляться воздействие и которая является объектом большинства управленческих операций. Также средства государственного управления включают в себя совокупность технических средств, применение которых осуществляется аппаратом управления. К числу таких средств можно отнести передачу и переработку информации, поручения.
Технологии государственного управления делятся на две группы сообразно характеру управленческого труда:
- во-первых, информационно-аналитические, интеллектуальные технологии, проведение которых требует применения специальных методов. В этом случае речь идет о сборе, хранении, передаче и переработки информации, ее анализе, проводимых расчетах, выработке вариантов управленческих государственных решений, организационной работе, в рамках которой осуществляется воздействие субъекта государственного управления на управляемую систему;
- во-вторых, специфические технологии, применяемые в ходе заключительного этапа процесса управления и выступающие в качестве экономических, социально-психологических и организационно-административных методов управления. К данным видам технологий относят разъяснения, стимулирование, убеждения, реализацию государственных заданий.
Всю совокупность инструментов, применяемых при реализации технологий государственного управления, можно разделить на несколько групп:
- во-первых, применение открытого насилия и карательных силовых средств. Политическая история развития общества свидетельствует о доминировании данных методов на начальных этапах становления государственности;
- во-вторых, принудительная мобилизация и административная регламентация граждан, подразумевающие отказ государства от регулярного применения насилия и террора. Основной таких инструментов выступают реальные угрозы и возможности использования санкций административного характера органами государственного управления и должностными лицами;
- в-третьих, правовое регулирование посредством нормативно-правовых актов и судебной власти. Применение данных методов характерно для правовых государств;
- в-четвертых, нивелирование социально-политического характера, основанное на компромиссах правящей и оппозиционной элиты;
- в-пятых, идейно-политическое манипулирование.