Государственное управление – это система организации и реализации публичного управления государством, которая обеспечивается деятельностью должностных лиц и служащих системы государственного управления, а также функционированием органов государственного управления.
Государственное управление представляет собой применение специальных управленческих технологий, инструментов реализации управленческих стратегий, программ, планов, мероприятий для обеспечения социально-экономического развития управляемой территорией и благосостояния проживающего на такой территории населения.
Значение современного менеджмента в государственном управлении
Развитие технологий производства и непроизводственной сферы, информатизация общественных процессов выявили в системе публичного управления кризис традиционного бюрократического механизма. Такой механизм стал неэффективен в новых условиях. Это в полной мере актуально и для России, которая переживает процессы качественного преобразования государственной и общественной жизни с перестройкой экономики и публичного управления на демократических началах.
Сегодня центральным вектором развития системы государственного управления является ее адаптация для нужд личности: система организуется и функционирует на принципах и с применением технологий, которые позволяют наиболее эффективно расходовать ресурсы населения, обеспечивая его благосостояние. При этом перед государством стоит задача включения населения в управленческие процессы, протекающие в системе государственного управления, привлечения населения на основе инструментов государственно-частного партнерства для решения социальных задач и пр.
Указанное требует использование новых механизмов и инструментов государственного управления. Сегодня трендом в модернизации государственного управления является заимствование системой государственного управления технологий и инструментов, которые продемонстрировали свою эффективность в условиях частного бизнеса. Иначе говоря, успешная организация государственного управления требует использования достижений современного менеджмента.
Здесь ключевое значение внедрения современного менеджмента в государственное управление определяется ориентацией такого управления на эффективность, как в сфере финансов и экономики, так и в социальной и организационной сферах. Государство как бы переходит в статус агента, функционирующего для наиболее полного удовлетворения потребностей гражданина, организации, то есть потребителя государственных и муниципальных услуг.
Основные направления взаимодействия государственного управления и современного менеджмента
Сегодня приоритетными направлениями совершенствования государственного управления посредством использования инструментов и технологий современного менеджмента являются:
- формирование клиентоориентированной системы государственного управления;
- трактовка роли государства как инструмента, обслуживающего интересы личности;
- внедрение для повышения эффективности государственного управления, в том числе оценки такого управления, системы управления по результатам;
- модернизация системы отбора служащих, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, в том числе повышение открытости и доступности должностей государственного управления для специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в частной сфере;
- внедрение инструментов государственно-частного партнерства для повышения эффективности решения социальных задач посредством аккумуляции усилий государства, бизнеса, общественных организаций и др.
Технологии современного менеджмента в государственном управлении
В российской системе публичного управления последние десятилетия начинают использоваться технологии современного менеджмента, которые позволяют повысить эффективность государственного управления. К числу таких технологий современного менеджмента относятся:
- технология публичных ценностей. Названная технология предполагает, что главные субъекты общественной жизни, совместно аккумулируя ресурсы, решают социальные задачи. Указанное в частности реализуется в рамках межсекторного взаимодействия – взаимодействия системы государственного управления с бизнесом и общественными организациями для эффективного решения социальных задач;
- технология управления по результатам. Указанное предполагает, что целесообразность и эффективность управленческого процесса связывается с объемами затраченных ресурсов и полученным социально полезным результатом. Одним из инструментов управления по результатам является внедрение в систему государственного управления инструментов стратегического планирования и программного управления. Сегодня на федеральном и региональном уровне разрабатываются программы развития, в которых объем имеющихся ресурсов увязывается с целями и задачами социально-экономического развития конкретной территории, государства в целом. Достижение таких целей и задач увязывается также с конкретными сроками, их реализация обеспечивается посредством разработки и осуществления мероприятий, которые способны в конкретных условиях управляемой территории обеспечить достижение планируемого социально полезного эффекта. Другим направлением реализации технологий управления по результатам является увязывание оплаты труда служащих с эффективностью реализации ими служебных обязанностей;
- технология клиентоориентированности. Названная технологии в системе государственного управления предполагает формирование благоприятной среды для реализации населением своих прав, в том числе посредством получения государственных и муниципальных услуг высокого качества;
- технология открытости и прозрачности государственного управления. Названная технология требует, чтобы система государственного управления была организована таким образом, что все заинтересованные субъекты – население, представители бизнеса, институты гражданского общества – могли получать актуальную информацию относительно управленческих процессов, иметь каналы связи с системой государственного управления и иметь инструменты активного взаимодействия с системой государственного управления.