Цель и направления государственного управления безопасностью
С точки зрения государства безопасность представляет собой защищенность интересов, имеющих жизненно важную значимость в отношении:
- во-первых, прав и свобод личности;
- во-вторых, духовных и материальных ценностей общества;
- в-третьих, суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности государства.
Государственное управление безопасностью в России направлено на достижение следующей цели: обеспечить защиту государства, общества и личности от политических, экологических, экономических, социальных, техногенных, военных, информационных и иных угроз внешнего и внутреннего характера.
Государственное управление безопасностью в России осуществляется по следующим основным направлениям:
- во-первых, проведение объективного и всестороннего анализа и формирование прогнозов по угрозам национальной безопасности любого характера;
- во-вторых, выработка критериев оценки национальной безопасности с установлением их максимально допустимых пределов;
- в-третьих, разработка системы механизмов и мер, направленных на обеспечение безопасности в таких сферах как экономика, внешняя и внутренняя политика, общественная безопасность, правопорядок, оборона, информационная среда и так далее;
- в-четвертых, обеспечение решения организационных аспектов функционирования органов государственной власти, направленного на выполнение мер обеспечения государственной безопасности или предупреждения угроз ей;
- в-пятых, поддержка на требуемом уровне государственных ресурсов стратегического и мобилизационного характера.
Роль Президента России, Совета безопасности и Правительства в государственном управлении безопасностью
Государственное управление безопасностью находится в ведении высших государственных органов власти. Реализация функции государственного управления безопасностью осуществляется в двух формах:
- во-первых, непосредственно;
- во-вторых, посредством формирования системы органов государственного управления безопасностью.
Определенные полномочия в сфере государственного управления безопасностью возлагаются и на Президента страны. К числу таких полномочий относятся:
- во-первых, руководство органами государственной власти и силами, ответственными за обеспечение безопасности;
- во-вторых, санкционирование определенных действий, направленных на поддержание или обеспечение безопасности;
- в-третьих, формирование, реорганизация и упразднение подчиненных органов и сил обеспечения безопасности.
Помимо этого, на Президента страны возлагается обязанность по формированию Совета Безопасности, который он же и возглавляет.
Совет Безопасности призван решать следующие задачи:
- определять интересы общества, имеющие жизненную важность;
- выявлять внешние и внутренние угрозы безопасности;
- вырабатывать основные стратегические направления обеспечения государственной безопасности;
- организовывать подготовку целевых программ обеспечения безопасности федерального уровня;
- подготавливать рекомендации для Президента страны относительно решения вопросов политики страны на внутреннем и внешнем уровне;
- подготавливать оперативные решения, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Полномочия Правительства страны в сфере государственного управления безопасностью сводятся к следующему:
- во-первых, обеспечение реализации Концепции национальной безопасности;
- во-вторых, обеспечение выполнения целевых программ федерального уровня в сфере безопасности;
- в-третьих, осуществление мер, направленных на обеспечение сил, средств и органов безопасности необходимыми ресурсами.
Роль специальных служб в сфере государственного управления безопасностью
Государственное управление безопасностью также находится в ведении определенных специальных служб, к числу которых относят:
Федеральную службу безопасности, возглавляющую централизованную систему органов, деятельность которых направлена на осуществление разведки и контрразведки, а также борьбу с преступностью. В целях осуществления своей деятельности данная служба:
- осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, организованной преступности, диверсионной и террористической деятельности, коррупционных действий, незаконного оборота наркотиков и оружия и иных преступных действий;
- выявляет, предупреждает, пресекает и раскрывает деятельность преступных сообществ, незаконных вооруженных формирований, нацеленных на вооруженные мятежи, свержение конституционного строя страны, захват или удержание власти насильственного характера;
Службу внешней разведки, деятельность которой состоит в добывании и обработке информации относительно возможностей, действий, планов и намерений иностранных лиц, организаций и государств реального или потенциального характера, угрожающих интересам страны;
- Федеральную службу охраны, осуществляющую деятельность по обеспечению безопасности главы государства и предоставлению государственной охраны государственным должностным лицам на период осуществления ими своих полномочий (к числу таких лиц относятся Председатели Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы и так далее). Аналогичные услуги оказываются представителям иностранных государств на время их нахождения на территории российского государства.
- Федеральное агентство правительственной связи и информации, функционирующее при главе государства. Деятельность данной службы направлена на обеспечение функционирования специальных видов связи и информации для представителей высшего уровня государственной власти;
- Федеральную пограничную службу, обеспечивающую безопасность страны на государственной границе.