Понятие и признаки подсистем государственного управления
Система государственного управления, обладая ключевым значением в сфере регулирования существующих в обществе процессов и отношений, отличается свойствами сложности, многоуровневности и многоаспектности.
Государственные органы, составляющие соответствующую систему государственного управления, находятся между собой во взаимосвязи и непрерывном взаимодействии, совокупность которых, выделенных по определенному признаку, позволяет обособлять специализированную целостность управленческих субъектов и механизмов.
Такая целостность, в свою очередь, образует отдельную подсистему внутри организационной структуры государственного управления.
При этом внутри системы государственного управления существует множество разнообразных подсистем органов и должностных лиц, которые, тем не менее, обладают рядом общих признаков, установление которых позволяет определять их место и роль в управлении общественными процессами.
Так, в числе признаков подсистемы государственного управления принято называть следующие:
- Состав подсистемы государственного управления представлен входящими в нее государственными органами, специфика компетенции которых сформулирована по определенному ведущему признаку, в том числе территориальному, производственному, экономическому и т.д.;
- Входящие в подсистему государственного управления органы, находятся между собой в горизонтальных и субординационных структурно-функциональных связях;
- Каждая подсистема государственного управления, являясь с одной стороны – структурным элементом системы государственного управления, с другой имеет собственную внутреннюю организацию, наличие которой позволяет обособлять одну подсистему от других и возглавляется собственным высшим органом управления или должностным лицом;
- Сформированные внутри подсистемы управления органы, должностные лица и их взаимосвязи отличаются признаками значительной устойчивости, постоянства и выступают во внешних отношениях, как единое целое.
Строение и взаимодействие подсистем государственного управления
Подсистемы государственного управления могут отличаться способом построения, так, например федеральные органы исполнительной власти формируются по вертикальной модели взаимодействия. В свою очередь органы управления субъектов федерации, городов, районов формируются по горизонтальному принципу.
Для целей обеспечения эффективности деятельности подсистем государственного управления, необходимо сбалансированное сочетание предоставляемых им полномочий и ограничений, направленных на их взаимподополнение, и, как следствие – формирование сбалансированной системы государственного управления
Действенным инструментом в этой сфере являются взаимосвязи компонентов подсистем государственного управления, благодаря которым обеспечивается их целостность и объединение в оптимально организованную структуру.
Так, в числе ключевых принято выделять следующие группы взаимосвязей:
- связи построения, внутри которых производится установление и совершенствование, как всей организационной структуры государственного управления, так и устройства отдельных подсистем и органов, а также их внутренней организации и кадрового состава;
- функциональные взаимосвязи, отражающие каналы формирования и реализации внутренних управленческих функций государственных органов и обеспечивающие целостность и динамичность организационной структуры и ее составных частей;
- Обратные взаимосвязи, благодаря которым происходит деятельность по контролю и мониторингу деятельности элементов подсистем государственного управления, оценка эффективности и целесообразности принимаемых действий и решений и т.д.
- информационные, создающие условия взаимообмена информацией между всеми компонентами организационной структуры подсистем государственного управления.