Государственное регулирование межконфессиональных и этнонациональных отношений – это система методов, мер и мероприятий организационного, правового, финансового и иного характера, направленных на обеспечение гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений.
Значение государственного регулирования межконфессиональных и этнонациональных отношений
Исторически сложившееся этническое, национальное и религиозное разнообразие населения многих современных государств во взаимосвязи с процессами глобализации, захватившими мировое сообщество, а также с миграционными проблемами актуализирует вопросы гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений.
Важно подчеркнуть, что процесс гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений характеризуется масштабностью и сложностью, согласие разных наций, этносов и конфессиональных групп, проживающих на одной территории, требует перманентной поддержки усилиями отдельной личности, общества и государства. Так, социальные, экономические и политические затруднения могут стать причиной возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Всесторонние усилия, которые прилагают государства для обеспечения прав личности, актуализирует и вопросы возрождения и обеспечения защиты традиций этносов – языка, культуры, искусства и пр. Государству в указанной обстановке крайне важно обеспечить укрепление в обществе, в том числе и посредством усилий в отношении молодежи в образовательной сфере, настроений единства, согласия, уважения к лицам, иной национальной или религиозной принадлежности.
От эффективности регулирования межконфессиональных и этнонациональных отношений в государстве зависит единство народа, политическое согласие, целостность государства, что актуализирует вопросы гармонизации отношений между представителями разных наций, народностей, разной религиозной принадлежности на государственном уровне.
Отсутствие целенаправленной политики государства по проблеме гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений в современном обществе может привести к социальной напряженности, угрозам народному суверенитету, целостности территории, благосостоянию отдельных этнических и религиозных групп и пр. Так, например, недооценка европейскими политиками опасности обострившихся миграционных проблем привела к тяжелейшим конфликтам с лицами, прибывшими в качестве беженцев из африканских и арабских государств.
Сегодня, когда классическая идеология перестает пользоваться всеобщим признанием, возрождение интереса к собственной религиозной и этнической принадлежности может стать причиной обострения конфликтов на региональном и международном уровнях.
Современная мировая практика предлагает следующие модели Практика национального строительства позволяет выделить три модели, в основу которых положен фактор этничности:
- государство с утвердившимся гражданским обществом, где проблема этнической и религиозной идентичности, гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений не является определяющей для публичного управления, поскольку она решается исходя из общих принципов либеральной демократии и приоритета прав личности;
- многонационально и многоконфессионально устроенные государства. здесь на одной территории в силу политических, исторических и иных причин совместно проживают разные нации, народности, конфессиональные группы. В политике таких государств регулированию межнациональных и межрелигиозных отношений отводится значительное место;
- государства, не признающие прав национального или религиозного меньшинства. «национализирующие государства». Титульная нация в таком государстве устанавливает приоритет собственных прав над правами религиозного или этнического меньшинства, представители меньшинств, в свою очередь, ведут борьбу против дискриминации и за обеспечение равенства независимо от национальной, этнической и религиозной принадлежности.
Государственное регулирование межконфессиональных и этнонациональных отношений в РФ
Важность названной проблемы подчеркивается и в отечественном правовом регулировании. Так, в соответствии с утвержденным главой государства стратегическим документом, определяющим направления национальной политики, одной из целей публичного управления на современном этапе развития Российского государства выступает гармонизация этнонациональных отношений, а принципами реализации национальной политики определены следующие положения:
- обеспечение прав и свобод личности независимо от этнической, национальной или религиозной принадлежности;
- недопустимость ущемления прав личности исходя этнической, национальной или религиозной принадлежности;
- недопущение конфликтов на национальной, этнической, религиозной почве.
В качестве приоритетных направлений публичного управления в области обеспечения этнонационального и религиозного согласия, гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений главой государства названы:
- утверждение в социальной среде, в том числе и среди подрастающего поколения, принципов равенства независимо от этнической, национальной, конфессиональной принадлежности, недопущения ограничения прав личности исходя из ее национально, этнической или конфессиональной принадлежности и недопустимости пропаганды экстремистских, ксенофобских и нацистских идей;
- привлечение общественных объединений этнокультурного, религиозного характера в процессы гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений;
- оказание активного сопротивления распространению экстремистских идей на публичных площадках – в СМИ, на электронных ресурсах;
- осуществление правовых и информационных профилактических мероприятий использования конфессиональных или этнонациональных проблем в избирательном процессе и пр.