Государственное регулирование деятельности монополий – это меры государственного управления, направленные на формирование условий и требований к деятельности монополий естественного характера, осуществляемые с целью предотвращения злоупотреблений последними своим положением.
Сущность государственного регулирования деятельности естественных монополий
Монополии, в том числе естественного характера, в силу своего господствующего положения на рынке могут ущемлять права потребителей и манипулировать ценами на свои продукты и услуги. С целью предотвращения этого господства на рынке и диктата в сфере цен государство уделяет повышенное внимание регулированию деятельности естественных монополий.
На федеральном уровне формируются органы государственного управления исполнительного характера, которые призваны регулировать и контролировать деятельности естественных монополий. Эти органы наделены правом формированием территориальных органов, которые обеспечивают реализацию полномочий государственного регулирования естественных монополий в рамках конкретных территорий.
Порядок государственного регулирования деятельности естественных монополий устанавливается федеральным законодательством России.
Особой составляющей государственного регулирования деятельности естественных монополий выступает государственный контроль этой сферы. Государственный контроль деятельности естественных монополий призван предотвращать ущемление прав и интересов потребителей услуг и товаров естественных монополий.
Органы, ответственные за государственное регулирование деятельности естественных монополий, призваны осуществлять контроль за следующими составляющими их деятельности:
- Любые сделки, связанные с приобретением основных средств или права пользования ими, в том случае если эти объекты приобретаются не в производственных целях и стоимость их более 10% от суммы собственного капитала монополии в соответствии с последним утвержденным балансом. Такие сделки являются объектом контроля, если осуществляются естественной монополией, имеющей доход от своего особого положения на рынке свыше 1% от общего объема доходов монополии;
- Инвестиции естественных монополий, доход которых от монопольной деятельности свыше 1% от общего объема доходов монополии. В этом случае речь идет об инвестициях в производство при превышении ими размера 10% от суммы собственного капитала монополии в соответствии с последним утвержденным балансом;
- Продажа, сдача в аренду или иные сделки, результатом которых является приобретение хозяйствующими субъектами прав собственности, владения, пользования основными средствами естественной монополии производственного назначения и балансовой стоимостью превышающей 10% суммы собственного капитала монополии в соответствии с последним утвержденным балансом. Такие сделки являются объектом контроля в том случае, если доход хозяйствующих субъектов от деятельности, связанной со сферой естественных монополий, превысит 1% от общего объема доходов;
- Установление и применение тарифов и цен в сфере естественных монополий;
- Соблюдение стандартов раскрытия информации естественными монополиями. Состав требований к раскрываемой информации и порядку ее представления, а также рассмотрения ходатайств устанавливается наделенным соответствующими полномочиями органом регулирования деятельности естественных монополий. Эти органы имеют право на отказ в удовлетворении ходатайств при условии, чтобы указанные в них действия способны вызвать отрицательные последствия. Аналогичное право распространяется на непредставление всех необходимых документов или недостоверность сведений, содержащихся в этих документах.
На рассмотрение ходатайств органам регулирования естественных монополий дается тридцатидневный срок с момента их получения в письменной форме. Заявитель получает письменное согласие или отказ в ходатайстве. В отношении отказа предусмотрено требование обязательной его мотивировки.
Органы регулирования естественных монополий могут запрашивать дополнительную информацию у заявителей, что приводит к увеличению срока рассмотрения ходатайств на 30 дней. Увеличение срока предусматривает необходимость направления уведомления об этом заявителю в пятнадцатидневный срок с момента направления запроса. Нарушение указанных сроков является основанием для обращения заявителя в судебные органы для защиты своих интересов.
Характеристика методов государственного регулирования деятельности естественных монополий
Органами государственного управления по отношению к деятельности естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования:
- во-первых, регулирование цен, которое осуществляется через установление тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий, а также установление их предельного уровня;
- во-вторых, установление круга потребителей, в отношении которых естественные монополии обязаны осуществлять обслуживание. Также этот метод подразумевает установление минимума обеспечения определенных потребителей при невозможности полноценного удовлетворения потребностей в товарах и услугах естественных монополий. Этот метод призван обеспечить защиту интересов и прав граждан, безопасность государства, охрану культурных ценностей и природы.
Российское Правительство оставило за собой право на определение перечня работ, товаров и услуг естественных монополий, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. Также Правительство самостоятельно определяет порядок этого регулирования в соответствии с основами ценообразования и правилами государственного регулирования.
Федеральное законодательство регулирует тарифы и цены на работы и товары, а также услуги естественных монополий в сфере водоотведения и водоснабжения централизованного характера.