Государственное управление в Великобритании – это сформированная на основе конституционных соглашений система публичного управления государством в форме парламентской монархии, которая предполагает, что правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед парламентом за реализацию внутренней и внешней политики.
Специфика государственного управления Великобритании
Прежде всего необходимо отметить, что система публичного управления, сформировавшаяся в Великобритании, считается одной из самых устойчивых и эффективных в мире. В качестве сущностных характеристик организации и функционирования системы публичного управления в Великобритании можно выделить следующие:
- государственное управление Великобритании складывалось эволюционно, что позволило сформировать инструменты адаптации системы государственного управления к новым задачам и вызовам. Складывалась такая система следующим образом: новые цели и задачи управления на каждом историческом этапе облекались в привычную систему центральных и местных органов, при этом сформировались новые органы, которые были востребованы возникающими общественными отношениями. Новые органы формировались не на основе закона, а через многократную практику применения и последующее согласование содержания через так называемую систему конституционных соглашений. Процесс формирования системы государственного управления связан с отсутствием в Великобритании единого официального документа в качестве основного закона и прецедентным характером британской системы права. Конституционное британское право сегодня составляет: статуты парламента; судебные прецеденты; конституционные обычаи; доктрина;
- концепция публичного управления, утвердившаяся в Великобритании, не предполагает сильной центральной власти, доминирования общественных интересов над интересами личности. Это связано с историческим развитием Великобритании: ее народ фактически пользуется правами и свободами, которые предки отвоевали у монарха. Поэтому в современной Великобритании правительство функционирует с общего согласия народа;
- монархия как форма правления, при которой «монарх царствует, но не правит», утвердилась в Великобритании как важнейший государственный институт. В случае спора в парламенте между партиями монарх выступает в качестве посредника. Однако фактически функции монарха носят представительский характер;
- в системе государственного управления в Великобритании ведущую роль играет парламент. Парламент формирует правительство, правительство ответственно перед парламентом. Указанное предполагает, что министры обязаны быть членами парламента. Ролью парламента в системе государственного управления обусловлен и отказ от составления единого конституционного акта. В Великобритании отсутствует иерархия законодательных актов исходя из их важности, никакие акты не имеют более сложной процедуры принятия и изменения, поскольку иное предполагало бы ущемление прав парламента, нарушало бы принцип его верховенства;
- британская партийная система традиционно представлена двумя партиями, что предполагает, что власть попеременно находится у одной из двух партий. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать политическую конкуренцию.
Муниципальное управление в Великобритании
Сложившийся в Великобритании тип муниципального управления распространился в последующем в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др., и получил название англосаксонской системы местного самоуправления. В качестве сущностных характеристик указанного типа организации управления местными сообществами можно назвать следующие:
- автономия и самостоятельность местного самоуправления;
- выборность органов муниципального управления;
- контроль населения в отношении эффективности и законности функционирования муниципального управления;
- отсутствие в местных сообществах представителей центра в качестве контрольных органов законности эффективности местного самоуправления;
- отсутствие местных органов государственной власти.
Система муниципального управления англосаксонского типа предполагает, что муниципальные органы действуют в рамках предоставленных центром полномочий. Так, выборные местные органы в рамках, определенных обычаями, сложившейся практикой, прецедентами, законом, самостоятельны и под собственную ответственность решают вопросы, которые не входят в компетенцию центральной власти. В качестве основного инструмента влияния центром на муниципальную систему управления в сложившейся системе используются дотации, а контроль осуществляется в судебной форме.
Организационными характеристиками системы муниципального управления Великобритании являются следующие:
- все органы муниципального управления функционируют в качестве юридических лиц;
- органы муниципального управления обладают полномочиями исполнительной власти в отношении конкретной территории;
- органы муниципального управления финансируется преимущественно за счет местных налогов;
- управление местными сообществами реализуется советниками, которые избираются на основе всеобщего избирательного права местным сообществом.
С точки зрения административно-территориального деления система управления местным сообществом Великобритании включает следующие уровни:
- актом о местном самоуправлении для организации управления в местных сообществах страна была разделена на области, именуемые графствами, в графстве были учреждены районы местного самоуправления, именуемым округа;
- сельские округа были разделены на приходы.
В каждом графстве и округе учреждается совет, а в каждом приходе формируется собрание прихода или совет.