Государственная политика в сфере развития высшего образования – это специальное направление внутренней политики государства, которое предполагает определение приоритетных направлений развития образовательной сферы в долгосрочной перспективе и реализацию таких направлений путем разработки и осуществления специальных стратегий, программ и мероприятий развития.
Значение и тенденции государственной политики в сфере развития высшего образования
В условиях глобализации и ускорения научно-технического прогресса, а также нестабильности политики и экономики внутри страны и в мировом сообществе государство несет дополнительную обязанность по определению приоритетных направлений и целей развития страны и территорий, ее образующих, в том числе в сфере образования.
Эффективность организации сферы образования в государстве в немалой степени способна повлиять на последующее экономическое развитие, поскольку успех функционирования отдельных организаций сегодня во многом связан с человеческим потенциалом, человеческими ресурсами. Иными словами, эффективность бизнеса, его инновационность, развитие непроизводственных сфер зависит от уровня профессионализма сотрудников организации, их приверженности миссии организации и пр.
Информатизация всех сфер общественной жизни, ускорение темпов научно-технического прогресса предопределяет сегодня следующие основные тенденции в сфере образования:
- возрастает роль методологических знаний, а также умений собирать, использовать и анализировать информацию. Все это актуализирует развитие в процессе обучения способностей к поиску необходимого знания и применения его для решения конкретных задач. Иначе говоря, в качестве приоритетного навыка современных специалистов выступает умение использовать информацию для получения нового знания, которое может быть непосредственно применено на практике;
- возрастает роль коммуникативных навыков. Сегодня у специалистов ценятся способности к общению, к функционированию внутри команды, к постановке командных целей, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям внутренней и внешней среды и пр.
Все вышесказанное требует от государства разработки и реализации специальных мероприятий по развитию сферы образования.
Специфика государственной политики в сфере развития высшего образования
Политика Российского государства в образовательной сфере сегодня характеризуется комплексностью, разнонаправленностью, что является ответом на запросы общества, экономики, производства и пр.
В соответствии с положениями федерального законодательства в области образования система отечественного высшего образования была реформирована, в частности были установлена системно-структурная специфика сферы образования, соответствующая международным стандартам и призванная интегрировать Россию в международное сообщество.
При этом важно подчеркнуть, что, как и всякой национальной образовательной системе, системе российского образования присуща специфика, связанная с историческим развитием, уровнем экономики и пр.
Итак, к основным специфическим чертам системы образования в России и соответствующим специфическим тенденциям развития высшего образования в России следует отнести:
- Ориентацию на повышение автономии высших учебных заведений при принятии решений по содержанию образовательных программ и по иным направлениям. Такой подход широко практикуется в европейских странах, однако отечественные специалисты подчеркивают, что обеспечить в той же мере децентрализацию управления в образовательной сфере в России проблематично, поскольку ученые степени присуждаются государством, но не учебными заведениями. При этом тенденция децентрализации в сфере образования прослеживается, в частности он находит отражение в восстановлении выборности руководящих должностей, возможности использования различных вариантов содержания образовательного процесса, самостоятельном управлении финансовыми ресурсами, которые привлечены учебным учреждением посредством коммерческого оказания услуг образования;
- Применяемую в России государственную аккредитацию высших учебных заведений, носящую обязательный характер. Институт аккредитации требует модернизации, поскольку препятствует автономии и самостоятельности высших учебных заведений. В качестве актуальных направлений государственной политики развития образовательной сферы сегодня называется и оптимизация инструментов аккредитации. Особенности процедуры аккредитации в России связаны с тем, что аккредитация направлена на подтверждение и контроль качества предоставляемых образовательных услуг, соблюдение единых стандартов к образовательным услугам. При этом наиболее эффективной видится аккредитация высших учебных заведений в соответствии с международными стандартами, что позволит создать привлекательный имидж высших учебных учреждений России на международной арене.
Еще одной тенденцией развития образовательной сферы в России является процедура объединения высших учебных заведений для повышения их эффективности. Такой подход обоснованно критикуется, поскольку ведет к усилению централизации, усилению необоснованных преград для развития коммерческих вузов, при этом к существенным сдвигам в качестве образования это не приводит и др.
Особого внимания в сфере государственной политики по развитию образования в стране заслуживает вопрос оценки деятельности преподавателей. Функционирующая сегодня система оценки, строящаяся на количественных характеристиках, привела к тому, что большая часть педагогических работников, пытаясь формально обеспечить достижение таких показателей, фактически не решает ни научных, ни образовательных задач. Поэтому сегодня видится необходимой ориентация преподавателей на осуществление научных и изыскательских работ в высших учебных заведениях, на развитие научной деятельности и вовлечение в нее студентов.