Функционально-организационная схема управления в субъектах Российской Федерации - это построение публичных органов власти исполнительного характера в соответствии с их полномочиями по выполнению определенных функций государственного управления.
Этапы формирования функционально-организационной схемы управления регионами
Система исполнительной власти в Российской Федерации последние десятилетия являлась объектом перманентного реформирования. Государственная власть находится в поиске оптимальной модели государственного управления, реализуя федеральный подход к организации единой системы исполнительной власти в соответствии с отраслевыми и функциональными признаками.
Создание функционально-организационной структуры управления субъектами Российской Федерации осуществлялось в ходе последовательного выполнения ряда этапов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, аналитический этап формирования функционально-организационной системы управления регионом. Этот этап подразумевает проведение аналитической работы и группировки приоритетных направлений политики региона в разрезе функций, целей и задач;
- во-вторых, организационный этап формирования функционально-организационной структуры управления регионом. На этом этапе осуществляется создание различных органов государственного управления, их территориальных подразделений, включая решение таких вопросов как формирование штатной структуры, установление количественных характеристик органов государственной власти;
- в-третьих, координационный этап формирования функциональной организационной системы управления регионом. На этом этапе распределяются ключевые полномочия по принятию решений межведомственного характера и определяются формы организационных взаимосвязей различных элементов в лице комиссий, советов, различных рабочих групп и так далее;
- в-четвертых, этап информатизации. На этом этапе формируются государственные системы хранения и обработки информации, механизмы, призванные обеспечивать координацию и передачу управленческих решений в рамках горизонтали и вертикали власти с целью минимизации коррупции на всех согласовательных этапах.
Порядок построения функционально-организационной схемы управления регионом
Процесс построения функционально-организационной схемы управления регионом находится под влиянием текущих внешних и внутренних политических процессов. Так, очередные выборы высшего должностного лица региона и приход нового руководителя могут привести к изменению структуры органов власти исполнительного характера. Это новое руководящее должностное лицо определяет иные приоритеты государственной политики с учетом собственной избирательной программы. В этих условиях формируется новое правительство региона, меняется структура органов исполнительного власти и так далее.
Использование функционального принципа при построении федеральных органов государственного управления исполнительного характера обеспечило создание следующей структуры:
- во-первых, во главе региона находился губернатор;
- во-вторых, в непосредственном подчинении губернатора находились высший исполнительный орган региона, а также иные исполнительные органы государственного управления регионального уровня;
- в-третьих, в подчинении высшего исполнительного органа власти региона находились исполнительные органы власти региона в составе министерств, служб, агентств, территориальных органов региональной исполнительной власти, межведомственных образований в виде комиссий, рабочих групп, советов;
- в-четвертых, также в структуру исполнительных органов власти региона входили полномочные представители региона.
Вся совокупность исполнительных органов власти функционально-организационной модели включает в себя:
- во-первых, министерства, которые осуществляют формирование нормативно-правовой базы определенной отрасли и управления имуществом в ней;
- во-вторых, службы, которые сосредоточены на осуществлении государственного надзора и контроля, обеспечении безопасности, охраны общественного порядка, обороноспособности, реализация административной практики;
- в-третьих, агентства, которые призваны оказывать государственные услуги и управлять имуществом.
Переход к функциональному назначению управления от традиционного отраслевого управления выявил ряд проблем, которые были обусловлены недостаточно четким разграничением предметов ведения и полномочий органов государственного управления. Это привело в конечном итоге к множеству преобразований организационного и структурного характера, призванных обеспечить упорядочение государственных управленческих процессов и оптимизировать их на различных уровнях публичной власти. В систему органов исполнительной власти был возвращен комитет. С 2006 по 2010 годы была проведена административная реформа органов исполнительной власти, в том числе на региональном уровне.
Изменение органов исполнительной власти на региональном уровне осуществлялось в разрезе следующих направлений:
- во-первых, внедрение проектного управления и управления по результатам;
- во-вторых, организации оказания муниципальных и государственных услуг в соответствии с принципом «одного окна» многофункциональными центрами, ответственными за предоставление этих услуг;
- в-третьих, оптимизация функций региональных органов исполнительной власти;
- в-четвертых, противодействие коррупции.
Региональный переход к функциональной системе управления от традиционной отраслевой был осуществлен плавно. Деятельность органов исполнительной власти регионов привязывалась к конкретным полномочиям, в результате чего обеспечила формирование таких структур как управления и комитеты, которые имели полномочия аналогичные службам. В региональную практику управления была внедрена схема «министерства - службы - агентства». На уровне таких субъектов Российской Федерации как республики был отмечен высокий уровень консерватизма в формировании организационной структуры власти, выразившийся в перераспределении полномочий.