Формирование статуса государственного служащего – это система законодательных, нормативных, организационных, финансовых и иных мероприятий, реализуемых должностными лицами и органами публичного управления на федеральном и региональном уровнях и направленных на возложение дополнительных обязанностей на лицо, замещающее должность государственной службы в связи с высокой социальной значимостью такой деятельности и, соответственно, предоставление повышенных экономических и социальных гарантий и льгот этому лицу.
Значение социального аспекта в формировании статуса государственного служащего
Формирование статуса государственного служащего в той части, в какой его составляет система установленных и обеспечиваемых государством экономических, социальных и правовых гарантий, направленных на эффективное обеспечение государственным служащим своих должностных обязанностей, является одним из важнейших инструментов повышения эффективности государственной службы.
Кроме того, формирование статуса государственного служащего в социальной сфере выступает важным направлением социальной политики. Демократические правовые системы содержат комплекс прав личности, обеспечивающих ее свободу, развитие и реализацию потенциала. В свою очередь, на государство возлагается обязанность формировать и реализовать гарантии по обеспечению таких прав личности за счет социальных, экономических, правовых и иных инструментов.
В самом общем виде состав системы социальной защиты населения можно охарактеризовать следующим образом:
- инструменты защиты личности от безработицы;
- инструменты защиты личности от нарушения трудовых прав и от дискриминации в системе трудовых отношений;
- инструменты защиты нетрудоспособных и иных социально уязвимых представителей населения;
- инструменты восстановления потерь, связанных с инфляцией и пр.
Эти меры социальной защиты гарантируются не только в отношении социально уязвимых, нуждающихся слоев населения, но и в отношении представителей населения, чья профессиональная деятельность связана с высокой социальной ответственностью, сложностью и трудоемкостью решаемых задач.
Таким образом, лица, замещающие должности государственной службы, представляют собой особую социальную группу, нуждающуюся в собственной системе гарантий. Профессиональная деятельность лиц, замещающих должности государственной службы, направлена на реализацию полномочий в системе публичного управления. От эффективности деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, зависит:
- эффективность механизмов публичного управления;
- безопасность государства;
- стабильность экономики и социальной сферы.
Вышесказанное актуализирует ориентацию лиц, замещающих должности государственной службы, на эффективное, добросовестное и инициативное осуществление собственных обязанностей.
Социальная защита государственных служащих призвана:
- с одной стороны, восполнить запреты и ограничения, которые претерпевает служащий в связи с необходимостью реализации задач публичного управления;
- с другой стороны, для привлечения на службу специалистов высокого уровня, гарантируя им социально-экономическую стабильность и эффективное профессиональное развитие.
Цели формирования и содержание правового статуса государственных служащих
Формирование правового статуса государственного служащего с социальной точки зрения преследуют цели:
- удовлетворения социально-экономических потребностей лиц, замещающих должности государственной службы;
- обеспечения и реализации профессионального и социального потенциала;
- компенсации запретов и ограничений, которые они вынуждены претерпевать в связи с осуществлением государственной службы;
- стимулирования служащих к эффективной реализации служебных обязанностей.
Социальный аспект содержания правового статуса государственных служащих можно охарактеризовать как систему мер социально-экономического, организационного, правового и другого характера, которая направлена на:
- формирование благоприятного образа государственного служащего;
- обеспечение стабильности кадрового состава государственной службы;
- обеспечение мотивации к эффективной реализации служебных обязанностей за счет соответствия оплаты труда эффективности профессиональной деятельности.
Таким образом, большое значение здесь имеет формирование благоприятной среды для реализации профессиональной деятельности, профессионального потенциала и профессионального развития.
В соответствии со специальным федеральным законодательством, регламентирующим вопросы организации и реализации государственной службы в стране, система гарантий в отношении государственных служащих складывается из:
- основных гарантий, которые непосредственно связаны с осуществлением служебной деятельности;
- дополнительных гарантий, осуществления которых связано с наличием дополнительного финансового, организационного или иного обеспечения.
В свою очередь, основные гарантии правового статуса лица, замещающего должность государственной службы, включают в себя гарантии, направленные на обеспечение:
- непосредственного эффективного осуществления гражданской службы, в том числе на формирование благоприятной среды для прохождения службы и реализации служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- равных условий заработной платы и общих параметров оценки эффективности итогов реализации служебного служебных обязанности;
- права служащего на своевременное и полное получение оплаты труда;
- предоставления отдыха в соответствии с гарантиями трудового законодательства;
- предоставления выплат в соответствии с условиями обязательного государственного страхования;
- возмещения транспортных расходов в командировках при переезде в другую местность:
- предоставления выплат в рамках пенсионного обеспечения;
- медицинского страхования служащего и членов его семьи;
- дополнительного пенсионного обеспечения служащего;
- защиты служащих от угроз и насилия, связанных со служебной деятельностью и др.
Дополнительные гарантии включают направление на профессиональную переподготовку, профессиональное развитие, транспортное обслуживание и пр.