Финансовый аудит в сфере закупочной деятельности – это специфическая разновидность аудита, осуществляемая с целью оценки контрольно-счетными органами различного уровня результатов закупочных процедур, проводимых для муниципальных и государственных нужд.
Сущность финансового аудита в сфере закупок
Аудит в сфере закупок может различаться по видам, в том числе в его составе можно выделить:
- во-первых, финансовый аудит закупочной деятельности;
- во-вторых, налоговый аудит закупочной деятельности;
- в-третьих, управленческий аудит закупочной деятельности;
- в-четвертых, экологический аудит закупочной деятельности.
Данное направление аудита можно признать сравнительно новым для российской практики осуществления закупочной деятельности. Фактически аудит в сфере закупок представляет собой вид государственного контроля за системой государственных и муниципальных закупок внешнего характера.
Порядок проведения аудита в сфере закупок регулируется статьей 98 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Аудиторская деятельность в сфере закупок не преследует цель выявления нарушителей для привлечения их к ответственности административного характера. Закупочный аудит, прежде всего, ориентирован на проведение анализа достигнутых в результате закупочной деятельности результатов. Его задача, в определенной мере, сводится к обеспечению достижения целевых установок закупочной деятельности. Так же в число задач аудита закупочной деятельности можно включить следующие:
- во-первых, проведение оценки показателей эффективности деятельности в сфере закупок различных государственных и муниципальных учреждений;
- во-вторых, проведение оценки закупочных мероприятий и процедур конкурентного назначения;
- в-третьих, систематизация информации о закупочной деятельности и разработка предложений, направленных на оптимизацию применяемых моделей закупок.
При этом за аудиторами в сфере закупок закрепляется обязанность информирования уполномоченных органов о выявленных фактах нарушения норм административного и уголовного права при осуществлении закупочной деятельности.
Финансовый аудит в сфере закупок не нацелен на осуществление контроля, однако способствует выявлению и раскрытию преступных действий в данной сфере.
Субъекты аудита в сфере закупок
В качестве субъектов аудита сферы закупок выступают следующие органы:
- во-первых, Счетная палата России;
- во-вторых, контрольно-счетные органы регионального уровня;
- в-третьих, контрольно-счетные органы муниципального уровня.
Счетная палата в системе финансового аудита в сфере закупок ориентирована на проведение проверки закупок государственных учреждений федерального уровня. Деятельность данного контрольного органа подлежит регулированию Федеральным законом «О счетной палате».
Контрольно-счетные органы муниципального и регионального уровня ориентированы на аудит муниципальных закупок и государственных закупок регионального уровня соответственно.
Правовая основа проведения аудита в сфере закупок на федеральном и муниципальном уровне формируется федеральным и региональным законодательством.
Аудиторы являются должностными лицами контрольно-счетных органов, несущими ответственность за результаты аудита в сфере закупок.
Аудиторские мероприятия в сфере закупок закрепляются специальным планом на текущий год, предусматривающим сроки их проведения и графики соответствующего содержания. Законодательство устанавливает сроки уведомления о проведении финансового аудита в сфере закупок, который для организации-заказчика составляет 3 рабочих дня, предшествующих плановой проверке, и 24 часа, предшествующих внеплановой проверке.
Объекты финансового аудита в сфере закупок
Финансовый аудит в сфере закупок ориентирован на проведение анализа эффективности деятельности в сфере закупок, осуществляемой отдельными учреждениями, а также в рамках государственных и муниципальных программ с целью оценки эффективности расходования целевых средств и дополнительных ассигнований из бюджета.
Финансовому аудиту в сфере закупок подлежит деятельность:
- государственных организаций;
- юридических лиц;
- унитарных предприятий;
- автономных и бюджетных учреждений.
Аудит в сфере закупок направлен на оценку действий должностных лиц заказчиков, комиссии по закупкам, службы контроля внутреннего характера и контрактных управляющих.
Специфика проведения финансового аудита в сфере закупок
Финансовый аудит в сфере закупок подразумевает выделение трех основных этапов проверок:
- во-первых, подготовительного этапа, ориентированного на осуществление предварительного сбора и исследование сведений о закупочной деятельности, формирование проекта аудиторской проверки;
- во-вторых, основного этапа, предусматривающего аудит всей документации по закупкам и направлений деятельности заказчика. В этом случае особому вниманию подлежит оценка целесообразности осуществления закупки, достигнутых результатов и эффективности расходования бюджетных средств;
- в-третьих, заключительного этапа, подразумевающего обобщение полученных в ходе проверки результатов и формирование отчета, содержащего выводы и рекомендации по результатам аудита.
Информационную базу финансового аудита в сфере закупок составляют документы, оформляющие ход проведения и осуществления закупок, а также информация из источников открытого характера.
На заказчика в сфере закупок налагается обязательство предоставления запрашиваемых аудиторами сведений. Заказчики несут ответственность за достоверность этих сведений, а также за предоставление заведомо ложных сведений.
Финансовый аудит в сфере закупок направлен на оценку правильности оформления и заключения контрактов, соблюдения условий контракта со стороны исполнителей и поставщиков, соответствия процедур планирования и проведения закупок установленным законодательством требованиям, правильности расчета цены контракта, эффективности управления контрактами.