Финансовое обеспечение социальных гарантий – это установленная законом система финансовых мероприятий, направленных на обеспечение гарантированных государством социально-экономических и социально-политических прав личности.
Значение финансового обеспечения социальных гарантий
Назначение органов публичного управления обусловлено переданным им населением объемом полномочий. Демократическое правовое государство учреждается с целью обеспечения прав и свобод личности. Весь механизм государственного управления имеет целью своего функционирования наиболее полное обеспечение, защиту прав и свобод личности и удовлетворение социально-экономических потребностей населения.
Современная Конституция России характеризует страну как социальное государство. Концепция социального государства сформировалась несколько веков назад: активное ее развитие происходило еще в XVII-XIX вв. Сущность социального государства предполагает обеспечение экономических и социальных благ в отношении всего населения.
Социальное государство предполагает масштабную социальную политику в области занятости населения, образования, медицинского обеспечения, социального обеспечения и пр. Иными словами, социальное государство берет на себя обязанность по поддержке социально уязвимых слоев населения и по поддержке лиц, которые обеспечивают решение социально важных функций и задач общественного развития.
Таким образом, социальная политика современного демократического государства предполагает два основных направления усилий органов публичного управления:
- упорядочение экономических отношений в государстве;
- установление льготных условий для определенных категорий населения и обеспечение социальных гарантий.
В мае 2012 г. главой государства был принят ряд указов, в которых закладывались основы социального развития страны в ближайшие десятилетия, в том числе регламентировались конкретные мероприятия по социальной поддержке отдельных слоев, групп населения страны.
Система названных нормативно-правовых актов разрабатывалась и утверждалась главой государства для целей обеспечения более высокого уровня благосостояния населения страны посредством обеспечения качественного роста эффективности публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе роста качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.
При этом основные направления социальной политики в стране не меняются в течение последних десятилетий. Так, сохраняют актуальность следующие социальные задачи:
- обеспечение роста оплаты труда;
- обеспечение жилищных прав граждан;
- обеспечение роста производительности труда и пр.
Основные направления и трудности финансового обеспечения социальных гарантий
Система так называемых майских указов главы государства в области социального обеспечения предполагает повышение оплаты труда для следующих категорий работников, реализующих социально-значимые трудовые функции:
- работников сферы медицинского и фармацевтического обслуживания населения;
- работников образовательной сферы, в том числе работников дошкольных учреждений, учреждений начального, среднего профессионального и высшего образования;
- работников, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях сферы культуры;
- работников, реализующих трудовую деятельность в области социального обеспечения и социальной поддержки населения;
- работников, осуществляющих научную деятельность;
- работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в учреждениях бюджетного сектора.
Еще одним важнейшим направлением социальных гарантий является социальная жилищная политика, которая сегодня представляет собой комплекс реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий, включающих в себя следующие:
- поиск и эксплуатация территории для нужд индивидуального и многоквартирного жилищного строительства;
- организация предоставления земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, профессиональным участникам рынка жилищного строительства и гражданам с обременением таких земельных участков для граждан необходимостью возведения индивидуального жилого дома;
- предоставление населению заемных средств для приобретения и ремонта жилых помещений на льготных условиях и пр.
Кроме того, государство обязано всесторонне способствовать повышению благосостояния населения, в том числе социально уязвимых слоев, посредством организации и реализации системы пенсионных выплат, различных видов социальной поддержки, предоставления льготных условий налогообложения и пр.
Очевидно, что всякая область социальной политики требует финансового обеспечения посредством формирования социально направленных бюджетов на всех уровнях. Иначе говоря, федеральный, региональные и местные бюджеты должны предусматривать в качестве расходов финансовое обеспечение социальных гарантий.
При этом отечественная бюджетная система характеризуется проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов на региональном уровне, недостатка собственных средств муниципальных бюджетов и пр.
Так, несмотря на то, что ежегодно объем дотаций в региональные бюджеты увеличивается, обеспечить должным образом все социальные обязательства не представляется возможным.
В связи с указанными трудностями региональные территории вынуждены сокращать инвестиционные расходы, увеличивать объем заимствованных средств. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объема государственного долга.
Названные трудности представляется возможным преодолеть только посредством реализации комплекса мероприятий экономического, социального, бюджетного, налогового характера, которые позволят региональным и муниципальным территориям обеспечивать социальные гарантии посредством оптимизации бюджетных расходов и доходов.
Только всесторонняя поддержка процесса становления инновационной экономики, малого и среднего предпринимательства, формирование инвестиционной привлекательности территорий способны финансово обеспечить социальные гарантии государства.