Федеральный бюджет – это основополагающий элемент бюджетной системы России, объединяющий основные финансовые потоки государства, с целью распределения и перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения стабилизации и развития российского государства по всем направлениям.
Сущность бюджетной системы и ее влияние на государственную политику
Существование государства невозможно без формирования государственного бюджета, выступающего главным инструментом политики государства. Любые существующие экономические теории рассматривают бюджетное перераспределение в качестве основного способа оказания влияния на стабильность экономического развития и показатели уровня жизни.
Федеральный бюджет призван обеспечивать решение следующих задач:
- во-первых, формировать совокупный спрос;
- во-вторых, регулировать доходы населения;
- в-третьих, регулировать уровень безработицы;
- в-четвертых, регулировать процентные ставки;
- в-пятых, воздействовать на уровень инфляции;
- в-шестых, стимулировать инвестиции;
- в-седьмых, развивать инфраструктуру социально-экономического характера;
- в-восьмых, обеспечивать экономический рост.
В современных условиях роль бюджетной системы в стабилизации экономического развития страны существенно усилилась. Федеральный бюджет выступил инструментом реализации антикризисной политики государства, противодействия экономическому спаду, формирования условий, обеспечивающих возобновление экономического роста, сохранения социальной стабильности.
Процесс формирования и исполнения государственного бюджета, оптимальность формирования доходов и их распределение выступают в качестве значимого фактора результативности управления государством, поиска путей развития, отвечающих потребностям, формирования условий, обеспечивающих достойный уровень жизни населения.
Наличие перечисленных проблем характерно для современной Российской Федерации, роль федерального бюджета в стабилизации и развитии которой многократно усиливается.
Федеральный бюджет выступает в качестве инструмента и элемента бюджетной системы России, обеспечивающего формирование и распределение финансовых ресурсов государства для выполнения им задачи стабилизации и развития экономики и иных процессов в обществе.
Значение и роль федерального бюджета
Правовые основы формирования и исполнения федерального бюджета составляет статья 71 Конституции России, которая закрепляет федеральный бюджет в ведении Российской Федерации наряду с федеральными сборами и налогами, федеральными фондами регионального развития. Развитие нормативно-правовой базы формирования и исполнении федерального бюджета обеспечивает Бюджетный кодекс России.
В качестве основной проблемы формирования федерального бюджета выступает соответствие этого бюджета потребностям развития российского общества и экономики.
Федеральный бюджет призван обеспечивать цели стратегического развития российского государства, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, обеспечение достижения такого уровня социального и экономического развития государства, который соответствовал бы статусу Российской Федерации на мировой арене в качестве ведущей державы, способной занять передовую позицию в системе глобальной конкуренции и обеспечить национальную безопасность государства;
- во-вторых, формирование возможностей для перехода экономики России к инновационному пути развития от экспортно-сырьевого;
- в-третьих, поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения параметров микроэкономического развития, последовательного снижения инфляции;
- в-четвертых, развитие человеческого потенциала;
- в-пятых, достижение социального согласия, содействие развитию инструментов социальной поддержки и адаптации граждан,
- в-шестых, снижение социального неравенства.
В планах развития федерального бюджета значится повышение его роли в качестве инструмента, обеспечивающего решение важнейших социальных и экономических задач стратегического характера, обеспечение инновационного направления развития экономики страны при сохранности стабильности.
При этом актуальным остается вопрос соответствия бюджетных расходов потребностям общества.
Федеральный бюджет может выступать в качестве поддерживающего бюджета и бюджета развития. В первом случае речь идет о сохранении достигнутого уровня развития страны в социально-экономическом плане, поддержке уже существующих уровня жизни и экономического роста, предотвращении ухудшения социально-экономической ситуации.
Такой бюджет не обеспечивает реформирования отношений социально-экономического характера, не формирует условия, дающие возможность осуществления экономического прорыва. Этот подход к федеральному бюджету носит императивный характер.
Во втором случае речь идет о назначении федерального бюджета инструментом, меняющего систему бюджетного перераспределения для достижения «точек роста». При таком подходе к федеральному бюджету ставка делается на стратегические приоритеты, финансирование которых становится главной задачей бюджетных расходов. При этом экономике страны приходится пройти через сложный переходный период, однако достигнутые результаты позволяют обеспечить пресечение неэффективного бюджетного финансирования, создать возможности для решения значимых социально-экономических проблем.
Идеальной является ситуация сочетания подходов к формированию исполнению федерального бюджета с поддерживающей и развивающей точки зрения. С одной стороны, это способствует стабилизации экономической ситуации в стране, формирует основы для социального благоденствия, а с другой стороны, дает возможность реализовывать программы стратегического развития государства в наиболее значимых сферах.
Однако чрезмерная двойственность подхода к формированию и исполнению федерального бюджета может стать причиной неочевидного курса развития бюджетной системы страны.