Эффективность исполнения государственных и муниципальных функций – это совокупность показателей, позволяющих оценивать соотношение затрат и достигнутых результатов в ходе реализации государственного и муниципального управления.
Необходимость оценки эффективности исполнения государственных и муниципальных функций
В основе современного подхода к государственному и муниципальному управлению в демократическом обществе находятся следующие принципы:
- во-первых, демократизация управления, выражающаяся в открытости публичной власти, информированности общества о действиях публичной власти, коммуникациях между государственной и муниципальной властью и населением, влиянии общественных интересов на деятельность органов государственного муниципального управления;
- во-вторых, вертикальность распределения полномочий государственного и муниципального управления;
- в-третьих, ориентированность на население, выступающее клиентом по отношению к государственной и муниципальной власти, и на конечный результат;
- в-четвертых, рентабельность государственного и муниципального управления;
- в-пятых, простота государственного и муниципального управления.
Для современной системы государственного и муниципального управления характерно применение методов, заимствованных у крупного частного бизнеса.
Рациональная модель Макса Вебера в современных условиях трансформируется за счет внедрения в нее элементов бихевиористской модели, на основе которой находится новаторство, творчество, эмоциональность. При этом современное государственное и муниципальное управление уделяет особое внимание вопросам качества и эффективности своих действий. Этот аспект требует разработки методики оценки эффективности исполнения государственных и муниципальных функций.
Понятие эффективности исполнения государственных и муниципальных функций
Термин «эффективность» обозначает соотношение затрат и полученных результатов. Любая деятельность способна обеспечивать получение определенного экономического эффекта, не является исключением и государственное и муниципальное управление.
Однако в контексте государственного и муниципального управления основную трудность оценки эффективности представляет собой размытость достигнутых результатов, трудность выработки критериев оценки эффективности действий органов государственного и муниципального управления.
Специфика государственного и муниципального управления как вида деятельности состоит в отличие от других управленческих действий в осуществлении посредством государственной и муниципальной власти и органов государственного и муниципального управления. Приоритетность здесь отдается политическому руководству, призванному в концентрированном виде, отражающем общественные интересы социальных групп населения. В связи с этим эффективность государственного и муниципального управления выходит за пределы модели «затраты – результаты», требует дополнительных критериев оценки.
Специфика российского подхода к оценке эффективности исполнения государственных и муниципальных функций
Применение критериев оценки эффективности исполнения государственных и муниципальных функций для России воплощает в себе принципиально новый подход к осуществлению государственного и муниципального управления. Предшествующая современному этапу история существования российского государства отсекла саму возможность исследования этой проблемы. Как результат, в российской практике государственного и муниципального управления существуют теоретические пробелы оценки эффективности этого управления.
При реализации подхода к оценке эффективности исполнения государственных и муниципальных функций Россия пользуется зарубежным опытом, в частности, методикой, принятой Всемирным банком. В соответствии с этой методикой эффективность государственного и муниципального управления отражается через такие критерии как качество государственных услуг, бюрократии, компетентность государственных и муниципальных служащих, степень независимости государственного и муниципального управления от политического давления, уровень доверия населения государственной и муниципальной политике.
Эффективность исполнения государственных и муниципальных функций можно выражать через три составляющие: техническую, социальную, экономическую. С точки зрения многих специалистов, приоритет в этом случае приходится на социальную эффективность, выражающую результаты воздействия государственных и муниципальных органов управления на общественные процессы. Социальная эффективность выражается в динамике определенных показателей управляемого объекта. Показателями технической эффективности являются производительность труда в управленческой сфере, то есть затраты времени и средств на принятие управленческих решений и их реализации. Экономическая эффективность исполнения государственных и муниципальных функций оценивается в контексте доходов и затрат.
Эффективность исполнения государственных и муниципальных функций может делиться по уровням государственного и муниципального управления. Так, общая эффективность отражает результаты функционирования системы государственного и муниципального управления в целом, специальная эффективность позволяет оценивать организацию и функционирование конкретных направлений государственного и муниципального управления, конкретная эффективность отражает результаты деятельности определенных органов государственного и муниципального управления и должностных лиц.
Показатели эффективности исполнения государственных и муниципальных функций также могут различаться по стадиям осуществления государственного и муниципального управления, которое характеризуются определенной цикличностью.
Оценка эффективности исполнения государственных и муниципальных функций сталкивается с проблемами неоднозначности и запутанности соотношения между приложенными усилиями и достигнутыми результатами.