Частная финансовая инициатива (РFI) – это правительственная политика Великобритании в сфере закупок, обеспечивающая формирование государственно-частного партнерства, которое подразумевает заключение контрактов частными фирмами на управление государственными проектами и их реализацию.
Общая характеристика частной финансовой инициативы
Политика частной финансовой инициативы была предложена в 1992 году премьер-министром Великобритании Джоном Мейджером. Впоследствии применение этой политики было существенно расширено правительством Тони Блэра. На сегодняшний день частная финансовая инициатива выступает в качестве части более масштабной программы, обеспечивающей приватизацию, финансирование, рост эффективности и подотчетности государственных расходов.
Политика частной финансовой инициативы в свое время вызвала ожесточенные споры в Великобритании. Органы государственного контроля склонились к признанию этой программы хорошим средством обеспечения соотношения цены и качества в системе государственных закупок. Критики политики считали, что данная система приводит к формированию внебалансового долга. В 2011 году Специальным комитетом Парламентского казначейства была дана следующая рекомендация: система частной финансовой инициативы должна быть включена в балансовый отчет. Данная система не должна использоваться для обхода бюджетных ограничений и требует устранения любых стимулов, не связанных с соотношением цены и качества. Система частной финансовой инициативы должна быть включена в будущие оценки бюджетных правил.
В октябре 2018 года Правительство Великобритании сделало попытку отказа от использования частной финансовой инициативы, однако ранее начатые проекты продолжали свое действие.
Частная финансовая инициатива представляет собой метод закупки, подразумевающий использование частных инвестиций для формирования инфраструктуры и оказания услуг государственного сектора в соответствии со спецификацией, определяемой им. Эта разновидность организации государственных закупок представляет собой государственно-частное партнерство, в качестве основной характеристики которого выступает использование проектного финансирования для предоставления государственных услуг с учетом использования средств частного сектора, как собственных, так и заемных. Частная финансовая инициатива подразумевает обеспечение развития инфраструктуры, предоставление финансовых средств, управление общественными объектами посредством передачи контрактов государственных органов в частный сектор.
Характеристика механизма частной финансовой инициативы
Частная финансовая инициатива подразумевает заключение контрактов органами государственного управления с частным сектором посредством формирования консорциума, цель создания которого состоит в реализации частной финансовой инициативы. В качестве участников частной финансовой инициативы могут выступать различные частные компании, которые включают в себя строительные фирмы, компании, ответственные за поставку услуг, кредитные учреждения. Использование средств консорциума, реализующего частного финансово инициативу, осуществляется с целью строительства объектов, технического обслуживания и обновления капитала в процессе осуществления контракта.
Заключение контрактов в рамках частной финансовой инициативы осуществляется на срок от 25 до 30 лет. Продолжительность реализации контракта определяется типом проекта. При этом встречаются и исключения, когда срок контракта не превышает 20 лет или наоборот превышает 40 лет. Однако такие случаи достаточно редкие. На протяжении всего срока действия контракта на консорциум возлагается обязанность предоставления определенных услуг, которые до этого оказывались государственным сектором. Выгода консорциума состоит в получении оплаты за работу в течение всего срока действия контракта.
Органы государственной власти обеспечивают разработку спецификации результатов, представляющие собой документ, содержащий характеристику результатов, которые должны быть достигнуты консорциумом. При несоответствии результатов, достигнутых консорциумом, согласованным стандартам, плата по договору сокращается до момента обеспечения соответствия. В случае отсутствия положительной динамики за органом государственного управления сохраняется право на расторжение контракта, возложение на себя ответственности за реализацию проекта. При необходимости консорциуму может выплачиваться определенная компенсация.
В целом процедура досрочного расторжения контракта отличается высоким уровнем сложности, поскольку невозможно гарантировать погашение обязательств за счет частных финансовых средств. Зачастую в случае досрочного расторжения контракта на органы государственной власти возлагаются обязательства погашения долгов по контракту. Как следствие, расторжение контракта рассматривается в качестве крайней мере.
К реализации частной финансовой инициативы могут привлекаться субподрядчики через систему вторичных контрактов. Заключение основного контракта осуществляется между органом государственной власти и определенной компанией или консорциумом, которые впоследствии могут передавать часть своих обязательств по вторичным контрактам.
Финансирование частной финансовой инициативы осуществляется за счет частных средств, в том числе заемных. Практика показывает, что рефинансирование сделок частной финансовой инициативы носит достаточно распространенный характер. На этапе осуществления проекта, когда строительство приближается к своей финальной стадии, риски проектов могут быть существенно ниже, что позволяет привлекать средства по более низким ставкам. При этом необходимо отметить, что кредитование частной финансовой инициативы считается сделкой с низким уровнем риска за счет государственных гарантий и нежелания органов государственной власти допускать дефолт в рамках государственно-частного партнерства.