Бюрократия в системе управления
Бюрократия – это элемент системы управления, в основе которого находится вертикальная иерархия и который призван обеспечивать выполнение стоящих перед ним задач с наибольшей эффективностью.
Данный термин зачастую относят не только к процессу управления, но и к аппарату, ответственному за осуществление этого управления.
Возникновение термина «бюрократия» относится к XVII веку, когда его использование наделялось уничижительным смыслом: чиновники-бюрократы выступали в качестве тех лиц, которые отнимают власть у ее законных обладателей – в зависимости от формы управления в государстве, либо у народа, либо у монарха.
На сегодняшний день бюрократия является неотъемлемой частью любой крупной системы управления. Впервые положительные стороны бюрократии были отмечены немецким социологом Максом Вебером. Этот ученый рассматривал бюрократию в качестве рациональной работы учреждения, обеспечивающей максимально эффективную работу каждого элемента.
К типичным особенностям бюрократии относятся:
- во-первых, наличие специализации и разделение труда в системе управления. Каждый сотрудник бюрократической системы наделяются определенными правами и обязанностями, курирует определенную сферу деятельности, а не дублирует работу других сотрудников;
- во-вторых, построение системы управления в виде вертикальной иерархии, предусматривающей подчинение низших уровней управления высшим;
- в-третьих, наличие четких правил, регламентирующих действия чиновников в определенных ситуациях;
- в-четвертых, обезличенность, обеспечивающая равноправие граждан при обращении к чиновникам.
Характеристика основных проблем бюрократии
Бюрократия в качестве формы управления характеризуется, как позитивными, так и негативными чертами. Наличие последних обеспечивает проявление некоторых проблем, обусловленных бюрократией. К числу таких проблем относятся следующие:
- Отчужденность от человека. Бюрократическая система направлена на решение проблем населения. При этом основной положительной характеристикой бюрократической системы является ее обезличенность, позволяющая обеспечить равноправие граждан при обращении в органы государственного и муниципального управления и за помощью или услугами. Наличие правил и инструкций, характерных для бюрократической системы, определяет стандарт действий чиновников в схожих проблемных ситуациях. Этот факт обеспечивает предсказуемость и прогнозируемость действий и решений, принимаемых чиновниками, однако это имеет и обратную сторону: в этих условиях действия чиновников подчиняются определенному шаблону, зачастую не учитывающему специфику отклонения от стандартных проблем проблемы конкретного человека. Следствием данной проблемы бюрократии становится дегуманизация, обусловленная превращением отдельного человека в стандартное дело, рассматриваемое чиновником в отрыве от контекста ситуации;
- Наличие ритуализма. Для бюрократии характерно наличие определенной стандартизированных процедур принятия того или иного решения. Выполнения этих процедур зачастую занимает длительное время, в результате чего принятое решение утрачивает свою актуальность и значимость. Рассматривая эту ситуацию, Р. Мертон применил термин «бюрократический ритуализм», означающий такой уровень превалирования правил и установок, который может поставить под угрозу само функционирования системы управления и достижение ее целей;
- Инертность. Бюрократической система призвана решать определенные проблемы, однако это не подразумевает прекращения функционирования этой системы по окончании решения этих проблем. Бюрократия в качестве организационной системы стремится к самосохранению, при этом наличие у нее большого опыта и возможностей позволяет ей достаточно легко предотвратить свой роспуск. Как результат, функционирование бюрократической системы может продолжаться даже при условии достижения ею поставленных целей и задач.
Решение проблем бюрократии
Очевидно, что полноценное решение проблемы бюрократии за рамками идеальной модели невозможно. Задачи чиновников бюрократической системой сводятся к минимизации проблем, обусловленных спецификой бюрократии. В этих условиях требуются нестандартные решения, позволяющие частично преодолеть основные проблемы бюрократической системы. Главным инструментом преодоления бюрократических проблем являются чиновники и их отношение к несению государственной или муниципальной службы. Чиновник должен понимать значимость своей службы, быть честным, неподкупным, принципиальным. Эти качества должны проверяться на этапе найма чиновников или допуска их к участию в выборах. Помимо этого чиновники должны обладать нестандартным мышлением, инициативностью и иными творческими качествами, способными преодолеть формализованный подход, обусловленные соблюдением правил и инструкций.
Также частично инструментом решения проблем бюрократии является осуществление контроля за действиями чиновников. Данный контроль осуществляется посредством проверки доходов и расходов чиновников и членов их семей, ведения расследований по поводу коррупции и злоупотреблений властью, повышения открытости функционирования органов государственного и муниципального аппарата, перехода на электронное оказание государственных и муниципальных услуг.
Переход на электронное оказание государственных и муниципальных услуг способствует не только сокращению злоупотребления властью, но и обеспечивает ускорение и упрощение работы чиновников с населением. Данная мера позволяет сократить затраты времени на обращение в органы государственного и муниципального управления, максимально упростить стандартизированные процедуры оказания муниципальной или государственной услуги. При этом у чиновников высвобождается время на решение нестандартных ситуаций, возникающих у отдельных граждан.