Бюрократия и государство
Бюрократия – это система управления, осуществляемого с помощью аппарата профессиональных чиновников, которые несут ответственность за эффективность реализации управленческих задач перед руководством государства и получают плату за свою работу из средств бюджета государства.
Для того чтобы определить роль бюрократии в управлении государством необходимо проследить эволюцию этого социального явления в историческом развитии государства.
Исследование категории бюрократии характеризуется значительным историческим периодом. До сегодняшнего момента единого подхода к рассматриваемому понятию выработано не было.
Бюрократический аппарат управления исторически впервые возник в первых государствах и был довольно развитым. Это в полной мере относится к Древнему Вавилону, Древнему Египту. В средние века разветвленный бюрократический аппарат имел Арабский халифат и позже Российская империя.
При этом названный термин стал впервые использоваться в XVIII веке французским экономистом В. Де Гурнеем. Исследователь употреблял рассматриваемый термин в негативном значении, при этом выделяя такую социальную характеристику рассматриваемого явления как реализация публичной власти посредством аппарата гражданских чиновников, труд которых оплачивался из казны. Негативной характеристикой бюрократии в предложенном определении была ее трактовка как реализации публичной власти посредством преимущественно назначенных чиновников.
В отечественной истории становления бюрократического аппарата его развитие и усиление его роли в системе публичного управления происходило вместе с централизацией публичного управления в государстве. Бюрократия решала задачи вытеснение феодальной аристократии, прежнего общинного руководства из всех управляемых областей. Фактически усилия центральной власти были направлены на формирование специального класса должностных лиц, которые подчинялись бы только центру. В тех государствах, где усматривается жесткая централизация публичного управления, бюрократия превращается в одну из важнейших общественных сил. Такие характеристики бюрократии как значительный рост численности чиновников, возможность влияния на основные сферы публичного управления позволяет выделять бюрократию как особый социальный слой.
Возникновение бюрократии обусловлено и объективными причинами. В капиталистически организованном государстве постоянно расширяется сфера влияния публичного управления, отсюда необходимо отметить, что бюрократию нельзя рассматривать как исключительно негативное явление. Негативную окраску бюрократический аппарат получает в тех политических режимах, где минуя интересы большинства, посредством недемократических инструментов решает задачи центральная власть в государстве.
При демократическом политическом устройстве бюрократия как профессиональный административный аппарат решает в рамках установленных нормативно-правовыми актами управленческие задачи. Иначе говоря, государство без формирования аппарата государственных служащих не способно будет реализовывать основные задачи управления. Фактически государство решает свои задачи через формируемые органы и учреждения, которые образуют звенья государственного механизма, находящиеся между собой в системе иерархического подчинения и отвечает за связь общества и государства. Здесь бюрократия как демократический административный аппарат решает задачи управления в интересах большинства.
В недемократических государствах с жесткой централизацией власти бюрократия реализует, прежде всего, интересы центральной власти, то есть непосредственно тех лиц, которые назначают чиновников.
Таким образом, бюрократию можно трактовать в позитивном смысле как образованный на основе нормативно-правовых актов рационально организованный механизм управления, работу которого обеспечивают профессиональные служащие.
Бюрократия в государствах советского образца
Советское государство, объединявшее множество территорий и народов, не могло существовать без мощного разветвленного бюрократического механизма. С одной стороны, такой механизм был необходим для реализации управленческих функций на обширной территории страны, с другой, при существовавшем политическом режиме он не мог не превратиться в обособленную никому не подчиняющуюся коррумпированную корпоративную силу.
Фактически советское государство может характеризоваться как государство бюрократическое, поскольку власть чиновников в важнейших сферах государственного управления (политической, экономической, социальной) в советском государстве превалировала над волей народа. Нормативно-правовая основа управления формировалась самой бюрократией и выражала ее интересы.
Здесь имел место так называемый бюрократический абсолютизм, то есть такая система публичного управления, складывающаяся в государстве, которая предполагает, что публичное управление осуществляется назначаемыми чиновниками в интересах центрального руководства или самого чиновничества.
При этом бюрократия – это не застывшая социальная структура, это развивающееся вместе с государством социальное явление.
Так, например, бюрократический механизм советского государства прошел в своем развитии такие стадии:
- после Октябрьской революции управление в стране разделилось между вновь формируемой система чиновников и представителями царской бюрократии;
- в условиях культа личности каждый чиновник воплощал в себе инструмент тотального контроля со стороны государства и др.
Иначе говоря, бюрократия менялась вместе с изменениями центральной модели публичного управления и задачами публичного управления. Смена лидера публичного управления всегда влечет за собой изменение и обновление бюрократического механизма. При этом в значительных по территории государствах на этот процесс могут влиять такие обстоятельства, как удаленность от центра, состояние противоборствующих сил на местах и пр.