Бюджетная политика в странах Евразийского экономического сообщества – это доминирующая над финансовыми правовыми нормами государств-участниц (в случае их согласия с этим) политика формирования и расходования бюджетных средств, в том числе на нужды сообщества.
Общая характеристика Евразийского экономического сообщества
Юридически экономическое сообщество представляло собой международную экономическую организацию, в состав которой входили некоторые бывшие республики Советского Союза. Ее основное назначение состояло в эффективном продвижении участниками сообщества процесса развития Таможенного союза и создания единого экономического пространства. Также сообщество преследовало ряд целей и задач, направленных на углубление интеграции гуманитарного и экономического характера.
Данная экономическая организация была упразднена с целью последующего создания Евразийского экономического союза.
В состав Евразийского экономического сообщества входили такие страны как Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Устав Евразийского экономического сообщества предусматривал возможность предоставления статуса наблюдателя отдельным государствам или межгосударственным правительственным организациям в соответствии с просьбой участников сообщества. Наблюдатель наделялся правом присутствия на открытых заседаниях Евразийского экономического сообщества, выступления на этих заседаниях, получения открытых решений и документов органов Евразийского экономического сообщества. При этом наблюдатели не обладали правом голоса при принятии решений и не могли подписывать документы сообщества. В качестве наблюдателей в состав сообщества входили Молдавия, Украина, Армения.
Сообщество было призвано обеспечить решение следующих задач:
- завершить оформление режима свободной торговли, создание единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
- обеспечить свободу движения капиталов;
- сформировать общий финансовый рынок;
- согласовать условия и принципы перехода на единую валюту;
- установить общие правила торговли услугами и товарами и их доступа на внутренние рынки государств-участников сообщества;
- создать общую унифицированную систему таможенного регулирования;
- разработать и реализовать межгосударственные целевые программы;
- создать равные условия для предпринимательской и производственной деятельности;
- сформировать общий рынок транспорта и единую транспортную систему;
- сформировать общий энергетический рынок;
- создать равные условия для привлечения иностранных инвестиций на рынки государств-участников;
- обеспечивать свободу передвижения граждан государств-участников;
- согласовать социальную политику;
- сблизить и гармонизировать национальное законодательство;
- обеспечить взаимодействие систем права государств-участников с целью формирования единого правового пространства;
- осуществлять взаимодействие с Организацией Объединенных Наций.
Бюджет Евразийского экономического сообщества
Бюджет Евразийского экономического сообщества был предназначен для финансирования деятельности органов сообщества. Разработка этого бюджета осуществлялась интеграционным комитетом на каждый бюджетный год. Бюджет согласовывался с государствами-участниками и утверждался межгосударственным советом.
Бюджет сообщества не мог быть дефицитным.
В основе формирования бюджета Евразийского экономического сообщества находились целевые взносы государств-участников. Величина этих взносов составляла для Российской Федерации 40%, для Республик Беларусь и Казахстана - по 20%, для Кыргызстана и Таджикистана - по 10%.
Бюджетные ресурсы Евразийского экономического сообщества направлялись на следующие цели:
- обеспечение финансирования деятельности органов Евразийского экономического Союза;
- обеспечение финансирования мероприятий совместного характера стран-участниц, осуществляемых в рамках сообщества;
- иные цели, которые не противоречат договору сообщества.
Наличие финансовой задолженности у страны-участницы перед бюджетом сообщества в размере, эквивалентном величине годового долевого взноса, позволяло лишить права голоса это государство в органах сообщества до момента ликвидации задолженности. Принадлежащие ему голоса при этом подлежали распределению между остальными участниками сообщества пропорционально их взносам в бюджет.
Бюджетная политика Евразийского экономического сообщества
Деятельность Евразийского экономического сообщества была направлена, в том числе, и на осуществление согласованной бюджетной политики, применение единых мер бюджетной безопасности, выработку норм бюджетного права для государств-участников.
Для бюджетной политики государств-участников Евразийского экономического сообщества было характерно наличие проблем реализации государственных мер, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю бюджетную сбалансированность, безопасность, стабильность. При этом необходимо понимать, что бюджетная политика выступает в качестве отражения прямой и обратной зависимости целей, задач и результатов финансового управления государствами-участниками.
В основу бюджетной политики стран-участниц Евразийского экономического сообщества включались идеи эффективного бюджетного планирования и прогнозирования, осуществления бюджетного кредитования инфраструктурного характера, учета интеграционных процессов в рамках сообщества, обеспечения безопасности стран-участниц в экономическом плане.
Недостатком реализации единого бюджетного подхода государств-участников Евразийского экономического сообщества является избыточная гибкость и уязвимость системы норм, регулирующих бюджетный процесс.
В определенной мере бюджетная политика государств-участников Евразийского экономического сообщества противоречила национальной безопасности этих государств, так как пыталась превалировать над их национальным законодательством.