Понятие банкротства и ликвидации государственных и муниципальных предприятий
Банкротство государственных и муниципальных предприятий - это состояние несостоятельности государственного и муниципального предприятия выполнять свои долговые обязательства.
Признание государственного или муниципального предприятия банкротом осуществляется только Арбитражным судом Российской Федерации.
Правовую основу процедуры банкротства в Российской Федерации составляет Федеральный закон о несостоятельности. Этот закон регламентирует возможность признания любого юридического лица банкротом, исключение составляют казенные предприятия.
Механизм банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий призван решать следующие задачи:
- во-первых, очистка государственных и муниципальных унитарных предприятий от кредиторской задолженности;
- во-вторых, переоформление прав собственности на имущество государственных и муниципальных предприятий на иных лиц.
Порядок прохождения процедуры банкротства государственными и муниципальными предприятиями определяется Федеральным законом о несостоятельности с учетом особого статуса этих предприятий.
Также при осуществлении процедуры банкротства муниципальных и государственных предприятий учитываются положения Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.
Ликвидация государственных и муниципальных предприятий – это совокупность мер, направленных на полное прекращение деятельности этих предприятий.
Специфический статус государственных и муниципальных предприятий, влияющий на процедуру банкротства
При проведении процедуры банкротства государственных и муниципальных предприятий необходимо учитывать следующие специфические особенности:
- во-первых, назначение руководителя государственного или муниципального предприятия собственником имущества этого предприятия в лице муниципальных или государственных органов управления. На должность руководителя муниципального или государственного предприятия не может претендовать учредитель иных юридических лиц, занимающийся коммерческой практикой и предпринимательством, выступающий в качестве единоличного исполнительного органа, или принимающий участие в забастовках. Руководители государственных и муниципальных предприятий наделены правом осуществления только следующих видов деятельности: научной, преподавательской и иной творческой;
- во-вторых, законодательно наложенные ограничения на порядок распоряжения имуществом государственного или муниципального предприятия. Государственные и муниципальные предприятия лишены возможности осуществления целого ряда операций с имуществом предприятия без наличия согласия его собственника. Государственные и муниципальные предприятия не могут передавать имущество предприятия в залог, осуществлять его продажу, внесение в уставный капитал других организаций. На все эти действия требуется согласие собственника имущества;
- в-третьих, осуществление отдельных видов сделок только при наличии согласия собственника имущества государственного и муниципального предприятия. К числу таких сделок относятся предоставление займов, поручительств, получение гарантий, обременение, вступление в договор простого товарищества.
Эти ограничения призваны обеспечить отсутствие возможности незаконного вывода имущества из государственных и муниципальных предприятий.
Для признания государственных и муниципальных предприятий банкротами необходимо их соответствие следующим условиям:
- во-первых, наличие документально подтвержденных долговых обязательств на сумму более 300 тысяч рублей;
- во-вторых, наличие просрочки по погашению обязательств, продолжительностью более 3 месяцев.
В состав долговых обязательств при осуществлении процедуры банкротства включают все долги перед контрагентами, возникшие на основании гражданско-правовых договоров, а также задолженность перед бюджетами различных уровней в отношении налоговых обязательств и перед персоналом государственных и муниципальных предприятий по оплате труда и выходным пособиям.
Муниципальные унитарные предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства также обладают таким признаком банкротства как утрата способности к исполнению своих долговых обязательств перед конечными потребителями – населением муниципального образования.
Инициатором процедуры банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий выступают должники, кредиторы и уполномоченные органы.
Ликвидация государственных и муниципальных предприятий
Ликвидация государственных и муниципальных предприятий – это прекращение деятельности государственных и муниципальных предприятий в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.
Основанием для ликвидации государственного и муниципального предприятия является решение его собственника. Также государственное или муниципальное предприятие может быть ликвидировано в соответствии с решением суда.
При проведении процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия собственником имущество государственного или муниципального предприятия. Эта комиссия получает полномочия по управлению государственным или муниципальным предприятием. Она же представляет государственное и муниципальное предприятие в судебных органах.
Если в процессе осуществления процедуры ликвидации государственного или муниципального предприятия ликвидационной комиссией устанавливается его неспособность к удовлетворению обязательств перед кредиторами в полной мере, руководство государственного или муниципального предприятия, а также ликвидационная комиссия обязаны обратиться с заявлением в Арбитражный суд Российской Федерации относительно признания данного предприятия банкротом.
Основу осуществления ликвидации государственного или муниципального предприятия составляет Гражданский кодекс России, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также другие нормативно-правовые акты.