Антикоррупционная политика – это специальное направление социальной деятельности и соответствующая система целей, принципов, средств, мероприятий, реализуемых органами публичного управления на всех уровнях, а также общественными институтами для реализации социального и правового контроля над ключевыми социальными сферами для предотвращения и минимизации коррупционных проявлений.
Значение антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика представляет собой систему мероприятий, реализуемых государством и институтами гражданского общества для противодействия коррупции по следующим направлениям:
- противодействие коррупции в области законотворчества;
- противодействие коррупции в экономической сфере;
- противодействие коррупции в политической сфере;
- противодействие коррупции в информационной сфере;
- противодействие коррупции в организационной деятельности.
Для эффективного противодействия коррупции значение имеют следующие условия:
- неотвратимость санкций при выявлении коррупционных деяний;
- наличие эффективных механизмов ограничений, запретов, принуждения;
- наличие общественного контроля.
Для противодействия коррупции внутри системы органов исполнительной власти в таких органах разрабатывается и реализуется антикоррупционная политика, включающая в себя в том числе антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов ФСО
Для выявления и исключения из нормативных правовых актов ФСО и проектов таких актов коррупциогенных факторов разработан и применяется порядок реализации антикоррупционного экспертного исследования нормативных правовых актов ФСО.
Антикоррупционная процедура указанных нормативных правовых актов и их проектов реализуется структурными подразделениями ФСО, на которые возложены функции юридической службы. Экспертиза реализуется согласно требованиям методики проведения экспертизы, утвержденной постановлением федерального правительства.
Сбор и обобщение сведений относительно практики применения актов, анализ и оценка таких сведений для установления коррупциогенных факторов реализуется структурными подразделениями ФСО. В случае выявления при исследовании коррупциогенных факторов соответствующее структурное подразделение ФСО направляет в подразделение, реализующую функцию юридической службы, обращение, где указываются нормы, содержащие потенциально коррупциогенные факторы. На основании указанного обращения юридическая служба ФСО осуществляет проведение антикоррупционных экспертных исследований и готовит заключение, где определяет наличие или отсутствие коррупциогенных факторов.
При выявлении коррупционных факторов в акте юридическая служба готовит рапорт относительно необходимости устранения таких факторов, который вместе с заключением представляется руководителем юридического подразделения директору ФСО для принятия решения. Когда по результатам экспертных исследований выявлены коррупциогенные факторы, заключение рассматривается в обязательном порядке руководителем структурного подразделения, которое было ответственно за подготовку проекта соответствующего акта. Коррупциогенные факторы, которые были выявлены по результатам экспертных исследований, устраняются тем подразделением, которое было ответственно за разработку акта. В случае если подразделение, ответственное за разработку акта, не согласно с результатами экспертизы, проект акта вместе с заключением рассматривается директором ФСО.
Коррупционно-опасные функции, реализуемые ФСО
Для реализации в соответствии с национальной стратегией противодействия коррупции мероприятий по противодействию коррупционным явлениям в органах ФСО приказом ФСО утвержден перечень коррупционно-опасных функций, реализуемых органами государственной охраны. Итак, к числу указанных коррупционно-опасных функций относятся следующие:
- закупочная деятельность для нужд государства;
- предоставление услуги по выдаче разрешения для реализации строительства или реконструкции объекта капитального строительства на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые находятся в ведении ФСО, а также предоставление услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта;
- представление и защита интересов ФСО в судах, органах публичного управления и иных организациях;
- реализация функций и полномочий собственника организаций, которые подведомственны ФСО;
- обеспечение хранения, распределения и учета материально-технических ценностей;
- разработка и принятие решений относительно распределения ассигнований, субсидий из бюджета, а также межбюджетных трансфертов;
- реализация контрольно-надзорных мероприятий для обеспечения соблюдения требований российского законодательства и подзаконных актов ФСО в подведомственной сфере;
- реализация мероприятий по профилактике коррупционных и других правонарушений;
- рассмотрение обращений, поступающих от граждан и их объединений, в частности от организаций;
- организация проверочной деятельности в отношении достоверности предоставляемых индивидами персональных данных и другой информации при поступлении на военную службу, гражданскую службу и работу в ФСО;
- возбуждение и рассмотрение дел по административным правонарушениям, а также реализация административных расследований;
- разработка решений относительно закрепления либо отчуждения имущества, принадлежащего органам ФСО на праве оперативного управления;
- реализация проверочных мероприятий в отношении состояния жилищных условий военнослужащих и гражданского персонала ФСО, а также членов их семей, которые нуждаются в жилье, реализация проверочных мероприятий в отношении использования такими лицами жилья;
- согласование запросов на реализацию работ, хозяйственной деятельности, другой деятельности на охраняемых объектах, на трассах проезда объектов ФСО и прилегающих к ним территориях и пр.;
- реализация административно-хозяйственных полномочий при организации безопасного питания на объектах ФСО, бытового обслуживания объектов ФСО;
- участие в разработке решений, касающихся суверенитета и национальной безопасности страны.