Административный регламент – это нормативный правовой акт, который определяет процедуру предоставления государственной или муниципальной услуги и устанавливает требования к ней.
Значение административных регламентов государственных и муниципальных органов
Административные реформы по преобразованию системы публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях направлены сегодня на повышение эффективности функционирования механизма публичного управления, прежде всего, на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Государственные и муниципальные услуги должны предоставляться в соответствии с единым стандартом, быть одинаково доступными для населения, процесс предоставления государственной или муниципальной услуги должен быть строго систематизирован.
Системные требования к процессу оказания услуги, стандарты оказания услуги фиксируются сегодня в специальном нормативно-правовом акте административном регламенте соответствующей государственной или муниципальной услуги. Такие административные регламенты обязательны для должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в чьи служебные обязанности в соответствии с полномочиями органов публичного управления входит предоставление соответствующей государственной или муниципальной услуги. Административные регламенты также являются обязательными к исполнению для работников организаций, которые в соответствии с законом предоставляют государственные и муниципальные услуги.
Требования к структуре административных регламентов государственных и муниципальных органов
Для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг законом установлено требование о предоставлении таких услуг в соответствии с положениями административных регламентов – нормативных правовых актов, которые определяют порядок действий по предоставлению конкретной государственной или муниципальной услуги.
Специальным федеральным законодательством, регламентирующим вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливаются требования к структуре административного регламента.
Структура административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги должна включать следующие разделы:
- общая характеристика процедуры предоставления государственной или муниципальной услуги;
- стандарт предоставления такой услуги;
- система, последовательность и сроки в отношении исполнения административных процедур, опосредующих процесс предоставления соответствующей услуги. Указанный раздел должен содержать требования к реализации административных процедур, в частности особенности реализации административных процедур в случае электронного предоставления услуги, а также указание на специфику реализации административных процедур в специально созданных учреждениях – многофункциональных центрах. Кроме того, раздел должен предусматривать варианты оказания государственной или муниципальной услуги, предполагающие регламентацию процедуры оказания услуги отдельным категориям заинтересованных лиц, которые объединены общими признаками, в том числе в части выдачи результата оказания государственной или муниципальной услуги;
- контрольные процедуры в отношении соблюдения административного регламента;
- внесудебная или досудебная процедура обжалования действий и решений органа, оказывающего государственную или муниципальную услугу, многофункционального центра, иной организации, которая в соответствии с законом может быть наделена правом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также действий и решений должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и работников организаций, которые обеспечивают предоставление государственной или муниципальной услуги.
Регламент должен представлять собой машиночитаемое описание порядка оказания государственной или муниципальной услуги, которое обеспечивает автоматизацию процесса оказания услуги с применением информационных технологий исходя из требований, которые установлены уполномоченным в области информационных технологий исполнительными федеральными органами.
Процедура разработки административных регламентов государственных и муниципальных органов
Разработка проекта административного регламента реализуется государственным или муниципальным органом, который оказывает соответствующую услугу.
Федеральные исполнительные органы разрабатывают, согласовывают и проводят экспертное исследование проекта административного регламента в федеральной государственной информационной системе, которая обеспечивает ведение электронного федерального реестра государственных услуг.
Региональные и муниципальные органы власти разрабатывают и согласовывают проект административного регламента в государственной или муниципальной информационной системе, которая обеспечивает ведение электронного регионального или муниципального реестра услуг.
При наличии региональной государственной информационной системы, обеспечивающей разработку и согласование административных регламентов региональных и муниципальных органов, и решения высшего регионального исполнительного органа региональная информационная электронная система может использоваться для разработки и согласования проектов регламентов.
Проект административного регламента подлежит экспертному исследованию со стороны:
- независимых экспертов;
- экспертов уполномоченных органов публичного управления.
Специфика проведения экспертного исследования проекта административного регламента, в том числе его антикоррупционной составляющей, определяется федеральным правительством, высшим исполнительным региональным органом или муниципальным органом соответственно.