Адаптация государственных вузов к изменениям внешней среды – это процесс, в ходе которого обеспечивается приспособленность образовательной организации к внешним и внутренним изменениям для успешного функционирования и развития.
Значение адаптации государственных вузов к изменениям внешней среды
Вузы имеют большое значение для социально-экономического, культурного, инновационного развития государства и общества. Как и всякая организация, работающая на рынке, вуз сталкивается с внутренними и внешними проблемами, в связи с чем возникает необходимость в адаптации к изменяющимся условиям.
Итак, как отмечалось выше, на функционирование всякой организации, в том числе и вуза, влияют факторы внутреннего характера, в том числе:
- миссия образовательной организации;
- организационно-управленческая структура образовательной организации;
- система финансового управления;
- система стимулирования сотрудников к эффективной деятельности, включающая материальные и нематериальные инструменты стимулирования;
- профессионализм и компетентность работников образовательного учреждения;
- качество предоставляемых организацией образовательных услуг;
- корпоративная культура и психологический климат внутри образовательной организации;
- уровень специальных знаний, навыков и умений студентов;
- материально-техническая база, которая имеется в распоряжении образовательной организации.
На вышеназванные внутренние условия может оказывать управленческое воздействие руководство образовательной организации.
К факторам внешнего характера относятся:
- политическое устройство государства;
- состояние экономической системы;
- уровень общественного развития;
- уровень культурного развития;
- уровень развития техники, технологий, уровень инновационного развития и др.
Указанные факторы именуются внешними, поскольку образовательная организация не имеет рычагов непосредственного воздействия на эти условия, они возникают в макросреде, во внешней среде по отношению к образовательной организации. Адаптация образовательной организации к таким внешним условиям во многом зависит от усилий государства и общества по формированию среды, позволяющей образовательным организациям иметь ресурсы для адаптации к экономическим, социальным, политическим, культурным и иным значимым изменениям.
Таким образом, для эффективного функционирования образовательной организации значение имеет не только адаптация к внутренним условиям, иными словами, не только эффективность управленческого воздействия руководства и эффективность деятельности персонала организации, но и способность образовательной организации адаптироваться к внешним глобальным факторам. Итак, способность образовательной организации адаптироваться к внешним факторам обеспечивается не только руководством организации, а усилиями субъектов публичного управления и гражданского общества по формированию благоприятных условий для эффективного функционирования вузов, несмотря на возможные экономические, политические, социальные, культурные изменения общественной среды.
Поскольку от качества образования, его доступности, в том числе в области высшего образования, зависит будущее развитие общества и государства, экономическое благополучие, государственная политика в области образования должна быть ориентирована на всестороннюю поддержку и развитие образовательных организаций на формирование благоприятных условий для ориентации образовательных организаций, на запросы рынка общества и др.
Особое значение адаптация к внешней среде имеет для государственных образовательных организаций, поскольку такие организации в большей степени решают социально значимые задачи. Иными словами, государственные вузы должны отвечать запросам общества и государства, формировать положительный имидж образовательной системы страны в международном сообществе.
Инструменты обеспечения адаптации государственных вузов к изменениям внешней среды
Как отмечалось выше, адаптация вузов, в том числе государственных, к условиям внешней среды зависит не только от эффективности управления образовательной организацией, но и от усилий субъектов публичного управления и эффективности функционирования институтов гражданского общества. Таким образом, к инструментом адаптации государственных вузов к изменениям внешней среды можно отнести:
- политику в сфере высшего образования и науки;
- правовое обеспечение функционирования вузов;
- демографическая обстановка;
- уровень благополучия населения;
- условия конкуренции на рынке образовательных услуг;
- условия конкуренции в области технологий, инновационных продуктов и др.
Не вызывает сомнения, что эффективное развитие системы образования напрямую связано с уровнем социально-экономического и культурного развития общества и государства. Иными словами, эффективность функционирования образовательной системы в немалой степени связана с эффективностью публичного управления и уровнем общественного развития.
Представляется, что в современных условиях государственные вузы эффективно могут решать задачи, которые перед ними ставят общество, рынок, экономика в случае, если такие вызовы участвуют в разработке технологий и продуктов, способных существенно повлиять на развитие экономики. Иными словами, вузы, в том числе государственные, должны быть заинтересованы в эффективности собственной деятельности, позволяющей им посредством научных изысканий участвовать в создании наукоемких инновационных продуктов, которые способны качественно изменить производственные и непроизводственные процессы и, соответственно, обеспечить прогрессивное экономическое развитие.
Рынок может стимулировать вузы, имеющие государственную поддержку к собственной инициативной научной и образовательной деятельности, к формированию собственных финансовых ресурсов, выступающих базой для прогрессивного развития. При этом государство, создавая и поддерживая вузы, способно оказывать стратегическое воздействие на образовательную среду, стимулируя научную активность в тех отраслях, которые потенциально способны обеспечить технологическое, инновационное развитие экономики.