Режим труда и отдыха представляет собой соотношение и содержание периодов работы и отдыха. При соблюдении оптимального режима высокие показатели производительности труда оптимально сочетаются с высоким уровнем работоспособности человека. При этом отсутствуют признаки чрезмерного утомления на протяжении длительного периода.
Руководство гостиницы и службы персонала при выборе оптимального режима труда и отдыха должно использовать комплексный социально-экономический подход. Его целью выступает проведение полной и всесторонней оценки оптимизации процесса с позиции общественных и личных интересов, а также интересов производства и физиологических возможностей сотрудников.
Научно обоснованный режим труда и отдыха – это такой режим, который способен наилучшим образом обеспечить одновременное сочетание роста работоспособности и производительности труда, наряду с сохранностью здоровья работников, созданием благоприятных условий для всестороннего развития людей.
Общие сведения о режиме работы
Режимом работы принято называть порядок действий, при котором осуществляется распределение продуктивных часов во временном отрезке, например, в неделе, месяце, сутках и пр. Так удается установить временную точку отсчета начала трудовой деятельности и временную точку отсчета ее окончания.
В режиме работы находят свое отражение периоды обеденного, технического и специального перерывов. При этом представление о нем тесно связано с представлением о режиме отдыха. То есть, речь идет об определенного порядке действий, в котором ритмично чередуются отдых и продуктивная работа.
Графиком работы принято называть документ, который необходим для того, чтобы отражать в нем рабочее время сотрудников или компании. У него есть свои собственные функции, механизмы применения и правовые детали. Этот документ составляется на конкретный временной период. Обычно на месяц или неделю. Основной целью данного документа является упорядочение трудовых часов сотрудников и часов отдыха.
Рабочим временем называют временной период исполнения трудовых обязательств.
Организация отдыха персонала гостиничного предприятия
Для того, чтобы персонал хорошо и эффективно работал, руководству гостиницы нужно применить продуманную систему мотивации персонала, которая включает в себя и организацию полноценного отдыха, а также заботу о здоровье работников.
Здоровье и безопасность сотрудников отеля – это основная забота руководства и собственников отеля. От указанных факторов будет зависеть, окажется ли персонал удовлетворен условиями работы или же он предпочтет искать новое место. Соответственно, это прямым образом влияет на состояние и работу гостиничного предприятия.
В отеле любого типа должны иметься комнаты для отдыха и питания сотрудников. Их количество будет зависеть от численности персонала. Чем больше людей работает в гостинице, тем больше таких комнат (или тем больше по площади) должно быть.
Кроме того, в обязательном порядке необходимо своевременно обеспечивать персонал униформой, питанием, оборудовать раздевалки и комнаты отдыха. Отель должен предоставлять бесплатное место для парковки автомобилей сотрудников. Для этого должны иметься специальные места.
В служебных, а также бытовых помещениях должны быть обеспечены условия для оптимальной работы и отдыха персонала. В каждой гостинице администрация должна установить четкие правила внутреннего распорядка, обеспечивать покой и отдых не только для гостей, но и для сотрудников.
Время отдыха – это законодательно установленные перерывы в трудовой деятельности сотрудников, в течение которых они освобождаются от выполнения своих обязанностей. Эти интервалы могут быть использованы персоналом по собственному усмотрению.
Правильное чередование работы и отдыха играет важную роль. За счет своевременных достаточных перерывов можно существенно снизить утомляемость сотрудников и существенно повысить производительность труда.
Внутренний трудовой распорядок гостиницы предусматривает следующие аспекты:
- Всем сотрудникам, которые имеют восьмичасовой рабочий день, полагается один обеденный перерыв в 30 минут, а также два 15-минутынх перерыва на чай (кофе) в течение дня.
- Всем сотрудникам, которые имеют 12-часовой рабочий день, полагается два перерыва по 30 минут, либо по договоренности с руководством 1 тридцатиминутный и 2 пятнадцатиминутных. Эти перерывы следует проводить вне гостевой территории. При этом во время коротких перерывов предусмотрено нахождение персонала в комнате отдыха. Там должны присутствовать: мягкий уголок (или диван, кресло), плита, столик, электрический чайник, либо кофеварка для приготовления кофе или чая. В летнее время года в комнате обязательно должен работать кондиционер. Кроме того, должна быть создана уютная обстановка. Так, даже за короткое время сотрудник сможет отдохнуть и снова начать полноценно трудиться.
Курение разрешено только во время перерыва и в специально отведенном для этого месте. Пепел и окурки обязательно должны быть выброшены в пепельницу, предназначенную для этих целей.
В рабочее время сотрудники не должны принимать личных звонков. Исключением могут стать только экстренные ситуации. Звонить из гостиницы или ресторана, расположенного при ней, можно только по служебному телефону. Звук мобильных телефонов в обязательном порядке отключается.
Выходной день для сотрудников гостиничного хозяйства, где работа не может быть прервана в общий выходной день из-за обслуживания посетителей, а также иные выходные дни устанавливаются в различные дни недели поочередно для каждой группы сотрудников в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Максимально эффективно показала себя программа социального обеспечения, применяемая в отелях разных стран. В нее включены следующие элементы:
- бесплатное питание,
- униформа и ее чистка,
- отпуск (28-30 календарных дней),
- прохождение медицинского обследования (1 раз в год),
- прохождение профилактического стоматологического осмотра (1 раз в год),
- новогодний корпоратив,
- подарки детям.
- поощрение к годовщине открытия отеля в виде путевок в санатории или пионерские лагеря (для детей сотрудников),
- обучение по программам международного гостиничного сервиса.