Сегодня мировая индустрия туризма и гостеприимства активно развивается во многих туристских регионах. До того, как начинать свою деятельность, любой из предпринимателей должен четко оценить стратегическую потребность в разного рода ресурсах, например, в финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных и других. Также необходимо планировать источники их получения, а также просчитывать эффективность использования данных ресурсов в ходе деятельности предприятия.
Общие сведения о бизнес-плане
Бизнес-план – это рабочий инструмент, применяемый в большинстве сфер предпринимательской деятельности. Он дает характеристику процесса функционирования организации, поясняя, как руководство планирует достичь поставленных целей и задач предприятия, а также, как будет увеличена прибыльность его работы.
При помощи тщательно разработанного бизнес-плана предприятие сможет расшириться, завоевывать новые сегменты рынка, а также сформировать стратегию своего развития.
Наиболее сложный вопрос заключается в том, как обосновать целесообразность и возможность создания новых туристских и гостиничных предприятий, что потребует осуществления дополнительных исследований и совершенствования уже имеющихся методик, а также технологий разработки инвестиционных бизнес-планов.
Бизнес-планом в гостинице принято называть экономическую программу эффективного управления организацией. В нее включены различные меры, связанные с развитием производства и продажей конкурентоспособной продукции, а также отражены особенности разработки рыночной стратегии хозяйствования, которая способна обеспечить их эффективную реализацию.
Бизнес - план гостиничного предприятия создается с целью выживания и процветания отеля на рынке услуг. Цель такого документа состоит в получении желаемого результата деятельности, достигнутого в условиях конкретного пространства в пределах определенного интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Основная задача бизнес-плана состоит в обосновании концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, что характеризуется набором количественных данных, либо параметров результата, который определен поставленной целью.
В качестве задачи бизнес-плана стоит обоснование социальной, экологической и экономической эффективности гостиничного предприятия.
Типы планов предприятий индустрии гостеприимства
Для индустрии гостеприимства наиболее характерными типами планов, выступают:
Бизнес-планы нового продукта или нового вида деятельности Инвестиционные бизнес-планы. Бизнес-планы вновь организующихся объектов.
Оформление и составление бизнес-плана в любом гостиничном предприятии существенно отличается от аналогичного процесса на предприятиях, которые производят и реализуют товары.
Следует выделить определенные особенности рынка услуг:
- высокие показатели динамичности процессов на рынке,
- наличие территориальной сегментации,
- высокая скорость воспроизводства капиталов,
- высокая чувствительность к происходящим изменениям на рынке.
Логика развития и динамика современного туристского и гостиничного рынка являются прямым свидетельством необходимости тщательно планировать деятельность создаваемых предприятий.
Бизнес-планирование – явление относительно новое в российской экономике, несмотря на то, что некоторые из понятий рыночной экономики давно и плотно вошли в деловую жизнь, а также практику отечественного гостиничного и туристского бизнеса.
На фоне увеличения конкуренции на рынках гостиничных и туристских услуг необходимость бизнес-планирования оказалась столь очевидной, что его использование становится массовым явлением.
Бизнес-план - это краткое, точное, а также понятное описание программы ведения бизнеса. Кроме того, это важный инструмент менеджмента, который позволяет выбрать самые перспективные направления деятельности и определить средства для их достижения.
Структура и особенности бизнес-плана гостиничных и туристских предприятий
В структуре бизнес-плана гостиничного или туристского предприятия обычно присутствуют следующие пункты:
- Резюме.
- Раздел с анализом рынка гостиничных услуг.
- Раздел с анализом бизнес-среды гостиничного или туристского предприятия.
- План маркетинга.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Организационный раздел.
- Анализ рисков и их страхование.
- Финансовый план.
В ходе создания бизнес-плана гостиничного, либо туристского предприятия нужно провести анализ сложившейся ситуации на гостиничном или туристском рынке, получая при этом достоверные и максимально полные данные, включая данные:
- о рынке сбыта гостиничного или туристского продукта,
- о спросе на гостиничные или туристские услуги,
- о конкурентах или об их отсутствии, с последующей оценкой их положения на рынке гостиничных или туристских услуг,
- поставщиках гостиничных или туристских услуг,
- о насыщенности гостиничного или туристского рынка аналогичной продукцией,
- о состоянии производства гостиничного или туристского продукта,
- о сезонности или о прочих факторах, которые могут значительно влиять на деятельность гостиничного или туристского предприятия,
- о месторасположении гостиницы или туристической компании,
- о количестве необходимого персонала.
Отечественная практика бизнес-планирования во многом зависит от зарубежного опыта. Объяснить это можно тем, что к началу 1990-х гг. в России появилась необходимость разрабатывать бизнес-планы с целью получения финансирования, но при этом практики в данной сфере деятельности не имелось.
Особенности бизнес-планирования в РФ состоят в сочетании значительного опыта планирования с позиции командно-административной системы и объективной необходимости коммерческого бизнес-планирования в совершенно новых экономических условиях.