В условиях постиндустриального развития отмечается рост значения и масштабов сегмента гостиничного сервиса. При этом как совершенствуются традиционные услуги гостиниц, так и предлагаются совершенно новые услуги, технологии в данной части сферы сервиса, а также продолжается формирование международных гостиничных сетей. Следует отметить и тот факт, что гостиничное дело может активно развиваться под влиянием процессов роста мобильности населения в условиях глобализации. Тем не менее, с другой стороны, само по себе, развитие отелей становится драйвером регионального экономического роста на базе туризма.
Особенности научных исследований в индустрии гостеприимства
Анализ исследований в сфере гостеприимства демонстрирует, что в развитии данный экономический сектор будет опираться, как на логический метод исследования, так и на исторический, в частности, на исследование истории становления гостиничного дела, а также на проведение анализа развития гостиничного дела на уровне регионов, стран и на международном уровне.
Важная роль отводится исследованию законодательного обеспечения в сфере гостиничного дела и обоснованию необходимости принять комплексный закон в сфере гостеприимства. В виде методической основы для принятия подобного закона может выступить общая теория гостиничных услуг.
На текущий момент проводятся исследования разных аспектов управления в сфере гостеприимства, а именно, изучаются:
- Сущность и структура системы обслуживания клиентов.
- Методы мотивации разных категорий сотрудников.
- Специфика инновационной деятельности.
Развитие гостиничного дела в малых городах приводит к необходимости развития, как теории, так и методических основ гостиничного дела. В ходе исследований вполне логичным будет исследование гостиничной деятельности в виде части сферы услуг.
Сегодня гостиничное дело обычно изучают в качестве элемента туристической деятельности. Особое внимание при этом принято уделять оценке уровня комфортности, а также инновационным технологиям в индустрии гостеприимства и экологическим технологиям. Кроме того, в исследованиях обычно подчеркивается ориентированный характер подготовки бакалавров в гостиничном деле, наряду с необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки в отраслевых университетах. Процесс развития общей теории индустрии гостеприимства может оказаться полезным для того, чтобы решить задачи, связанные с повышением качества высшего образования.
Развиваемая теория должна выступить в качестве части современной науки, а также методологии развития сферы сервиса, отражая методологию развития гостиничного дела с учетом необходимости повысить качество индустрии гостеприимства.
Гостиничное дело в научных исследованиях
Гостиничное дело целесообразно рассматривать в виде части глобальной сферы услуг, которая, в свою очередь, вкупе с сельским хозяйством и производством является одной из трех частей постиндустриальной экономики.
Услуга – это любая деятельность, выгода или мероприятие, которые один из участников деятельности способен предлагать другим участникам. При этом они будут носить неосязаемый характер, не приводя к овладению чем-либо.
Сфера услуг может быть рассмотрена в виде сложной социально значимой экономической деятельности, выступающей в качестве объекта исследования целого комплекса наук. Сюда могут входить: менеджмент, маркетинг, социология, право, психология, информатика и др.
В современных условиях глобализация приводит к тому, что растет подвижность населения (примерно в 50 раз). В результате этого деятельность гостиниц становится частью постиндустриального социально-экономического уклада. Причиной этого становится активное участие индустрии гостеприимства в процессе обеспечения инфраструктуры современной глобализации.
Гостиничное дело, с одной стороны, может развиваться под влиянием современной глобализации. В качестве проявлений глобализации можно назвать:
- Рост числа гостиниц, предназначенных для обслуживания мобильного населения.
- Укрупнение и превращение гостиниц в комплексы по оказанию культурных и социальных услуг.
- Укрупнение и возникновение международных, а порой и транснациональных гостиничных сетей.
В XXI веке индустрия гостеприимства и ее развитие могут создать условия с целью продолжения и ускорения современной глобализации, на базе интенсификации социальных и экономических контактов представителей разных государств и народов, а также создания новых финансовых инструментов концентрации капитала, например, лизинг, франчайзинг и пр.
Гостиничный сервис в качестве инструмента и способа удовлетворения экономических, социальных и технологических нужд людей в современном обществе, а также в экономике, описывается за счет их достоинств, специфики и недостатков. Содержание и социально-экономическая суть гостиничной услуги способны описать роль и функции в производственных технологиях, а также в потреблении.
К функциям гостиничного дела принято относить:
- Создание инфраструктуры глобального производства управления за счет социальной поддержки функционирования международных организаций, конференций, конгрессов и пр.
- Инфраструктурная поддержка глобального бизнеса, а также рынков. Например, проведение переговоров, проживание бизнесменов, сделок и пр.
- Создание условий временного проживания туристов, а также участников культурных и спортивных мероприятий. Например, во время чемпионатов, олимпиад, фестивалей и т.д.
- Создание возможностей для обеспечения временного проживания лиц, что работают вахтовым методом, а также для трудовых мигрантов.
- Обеспечение социального обмена и контактов условиями временного проживания лиц и представителей социальных групп.
- Создание и поддержка социальной стабильности в условиях чрезвычайных ситуаций посредством обеспечения временного проживания пострадавших лиц.
- Рост возможностей рынка жилья в условиях структурных изменений, а также в условиях колебаний спроса на рабочую силу.
- Создание жилищных условий с целью обеспечения рекреационного отдыха, а также участия в различных мероприятиях.