Инфраструктура хозяйства капиталистических стран
Для хозяйства любой страны важной составной частью является инфраструктура.
Инфраструктура – это все сооружения, здания, системы и службы, т.е. материальные средства, необходимые для обслуживания производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
Инфраструктура может быть производственной и непроизводственной.
Производственная инфраструктура:
- Грузовой транспорт;
- Дороги;
- Электроснабжение;
- Газо- и водоснабжение;
- Складское хозяйство;
- Связь;
- Информационное обслуживание.
Непроизводственная инфраструктура:
- Подготовка специалистов;
- Школьное и высшее образование;
- Пассажирский транспорт;
- Телефонные сети;
- Учреждения культуры, здравоохранения, общественного питания;
- Коммерческие банки;
- Товарно-сырьевые и фондовые биржи и др.
На сегодняшний день отраслевая структура мирового хозяйства кардинально изменилась. Экономическая деятельность людей в самом начале своего развития характеризовалась наличием «первичных отраслей». К ним относилось рыболовство, лесоводство, охота, сельское хозяйство, а во второй половине $XVIII$ века появляются «вторичные отрасли» – обрабатывающая промышленность и строительство. Для современного хозяйства характерно снижение доли производственной сферы и рост «третичных отраслей» – это сфера услуг. В непроизводственную сферу вовлекается всё большее количество людей, а в ряде развитых капиталистических стран мира в этой сфере работает уже $50\%$ численности населения.
В современной непроизводственной сфере можно выделить ещё одну информационную отрасль. Она охватила сферу информационных технологий, научных исследований, маркетинга, банковских, финансовых и других услуг. Данные услуги не касаются самого производства, а выполняют работы по его планированию и организации.
Надо сказать, что в структуре самого материального производства тоже происходят значительные изменения – нарушаются пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Удельный вес сельского хозяйства остается высоким только в развивающихся странах. Что касается промышленности, то в ней увеличивается доля обрабатывающих отраслей. Это, прежде всего, относится к новейшему наукоёмкому машиностроению и химической промышленности. Изменения происходят и в территориальной структуре стран.
Территориальная структура хозяйства – это его территориальная организация, в которой выделяются и взаимодействуют друг с другом экономические районы, промышленные группировки, комплексы, центры, узлы.
В территориальной структуре мирового хозяйства выделяются континенты, а их отдельными частями являются регионы и страны. В состав региона, который является крупнейшим мировым территориальным образованием, может входить несколько стран, расположенных на общей территории.
Мировое хозяйство включает такие регионы:
- Северная Америка;
- Латинская Америка;
- Африка, Австралия, Океания;
- Страны СНГ;
- Страны Западной Европы и Азии.
Каждая страна в территориальной структуре хозяйства имеет районный второй уровень.
Экономический район – это часть территории страны, хозяйство которой имеет свою производственную специализацию и прочные связи внутри самого района.
Территориальная организация хозяйства на местном уровне включает промышленный узел, промышленный центр и пункт. Кроме этого широко распространяется такая форма территориальной организации хозяйства как специальная экономическая зона (СЭЗ). Зона представляет собой достаточно ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для предпринимателей, как национальных, так и иностранных.
По своей хозяйственной деятельности и экономическим задачам СЭЗ могут быть:
- Зонами свободной торговли;
- Промышленно-производственными зонами;
- Туристско-рекреационными;
- Технико-внедренческими и др.
Особенно много таких зон в странах Азии – в Японии, Китае, Южной Корее, Тайване и др.
Территориальная структура хозяйства Японии
Территориальная структура хозяйства Японии отличается большой сложностью и значительными различиями между регионами страны, причина которых связана с историческими и географическими условиями развития. На сетке экономического районирования отражается $10$ экономических районов – Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Тохоку, Хоккайдо, Сикоку, Окинава. Четыре первых района являются районами высокого уровня развития, три следующих района относятся к среднему уровню, а все остальные – это слаборазвитые районы Японии. Районы выделяются в границах основных административных единиц – префектур. Экономическая карта отражает размещение отраслей хозяйства и на ней хорошо видно, что японская промышленность концентрируется на небольшой территории. Рассмотрим некоторые японские районы.
Промышленная полоса страны протянулась по приморским низменностям всего острова Хонсю до полуострова Хидзен на западе острова Кюсю. В этом индустриальном поясе расположились главные промышленные районы Японии – Токио, Осаки, Нагои, Китакюсю. Здесь же находится огромное количество отдельных промышленных центров, проживает $2/3$ населения страны, здесь находятся самые крупные города и морские порты.
С разработкой некоторых видов минеральных ресурсов в стране появляются новые промышленные области. Такие области, например, появились на острове Хоккайдо и на западном побережье острова Хонсю, но располагаются они вне «индустриального пояса».
Самый развитый район страны – Токийский промышленный район (Канто). В районе проживает $1/4$ часть населения, которая дает столько же промышленной продукции. В районе расположилась столица страны – Токио с $30$-ю городами-спутниками, среди них находится Кавасаки – центр судостроения и судоремонта, Омия – центр вагоностроения, крупный железнодорожный узел, Кавагути – старинный военно-промышленный центр. Здесь же расположились центры авиастроения – Токорадзава и Татикава и старейшие центры по производству шелка – Кирю, Асикага, Такасаки и др. Минерально-сырьевая база Токийского района отсутствует, и предприятия используют привозное топливо и сырье. Работу предприятий района обеспечивают ТЭС и ГЭС горных областей.
Западный район (Кансай) тоже относится к крупнейшему индустриальному району Японии. В районе создан самый крупный энергетический узел страны, и тяжелая промышленность играет ведущую роль – металлургия, машиностроение, химическая промышленность, судостроение, отрасли военной индустрии. Крупные города района – Осака, Кобе, Киото. Осака является важнейшим финансовым центром страны и имеет отделения во всех крупнейших банках Японии. Кроме этого город известен судостроительными верфями, производством авиамоторов, электротехники, велосипедов и др.
На Тихоокеанском побережье, между Канто и Кинки, расположился район Токай, по экономической значимости, занимающий третью позицию. В районе развивается транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная промышленность, целлюлозно-бумажная. Центром района является Нагоя. В прошлом это был сельскохозяйственный район, а из отраслей развивалась только текстильная и деревообрабатывающая. Перед войной в городе начали работать военные предприятия и на их базе уже после войны развитие получило транспортное машиностроение, например, автомобилестроение в Тоёте. Кроме промышленного, район сохраняет и сельскохозяйственное направление, выращивая специфические культуры – чай, цитрусовые.
На основе плановой колонизации шло развитие северного острова Хоккайдо. В районе отчетливо выделяется лесное и сельское хозяйство, рыболовство, деревообработка, целлюлозно-бумажная и горнодобывающая промышленность. Главным городом района является Саппоро, выполняющий важные административные функции.
Территориальная структура хозяйства Японии характеризуется двумя различными частями. Социально-экономическим ядром страны является Тихоокеанский промышленный пояс, получивший название «лицевая часть». Главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали, развитое сельское хозяйство находятся в его пределах. «Тыльную часть» образуют районы периферийной зоны, где заготавливают древесину, добывают некоторые виды минеральных ресурсов, развивают гидроэнергетику и туризм. Государство проводит региональную политику, направленную на сглаживание территориальных диспропорций, но её претворение в жизнь идет медленными темпами.
Современные внешнеэкономические связи Японии
Внешнеэкономические связи страны при дефиците ресурсов ориентировались на то, чтобы обеспечить промышленность необходимым сырьем и топливом. Средством получения валюты был экспорт, он же был необходим для оплаты жизненно важного импорта. Получается, что основной формой участия Японии в мировых хозяйственных связях, была внешняя торговля. Страна отправляет на экспорт продукцию обрабатывающей промышленности. В основном это$ 2$ группы товаров – электроника и легковые автомобили. Основной импорт приходится на промышленное сырье и минеральное топливо. В последнее время в структуре импорта увеличивается удельный вес продукции обрабатывающей сферы. Во внешнеэкономических связях страны есть диспропорции.
Причины, влияющие на формирование внешнеэкономической стратегии Японии:
- Специализация Японии определяется факторами «внутреннего порядка», т.е. развитие наукоёмких, высокотехнологичных отраслей;
- Развертывание производства за рубежом, что дает возможность «проложить дорогу» для последующего экспорта своих товаров;
- Экспорт предпринимательского и ссудного капитала;
- Активное участие в международной торговле технологиями, доля страны составляет $20$ %.
Страна не отказывается и от товарного экспорта, необходимого для хозяйственной активности. Во внешней торговле Япония ориентируется на США, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии.