Методы страноведения
В современных условиях в свете гуманизации страноведения в процессе синтеза знаний о районах и странах стоят следующие методологические задачи:
- вскрыть процессы воспроизводства человека и показать его образ жизни (долголетняя активная жизнедеятельность, здоровье человека, духовный потенциал и др.);
- охарактеризовать природную среду в качестве источника различных ресурсов и как место повседневного обитания и трудовой деятельности человека;
- раскрыть значение развития производства, как средства, обеспечивающего определенный уровень жизни.
К основным методам или подходам географического страноведения относятся такие методы, как: хорологический (пространственный), сравнительный, типологический, анализа и синтеза, хронологический (временной), географических описаний, формально-логический, генетический метод-анализ, культурный, история формирования и развития террриторий.
Современное страноведение включает концепции:
- проблемного страноведения - выявление основных проблем (от покомпонентных описаний территорий до аналитических характеристик базовых проблем): проблем представляющих интерес только для стран определенного типа, проблем индивидуального характера,
- соединения страноведения с разрешением глобальных проблем;
- экономико-географического страноведения, основанного на территориальной структуре хозяйственной деятельности страны;
- среды общественного развития;
- культурно-образного страноведения (исследование образов места);
- географического страноустройства (единая территориальная макроструктура страны формируется при взаимодействии разных территориальных структур).
Подходы в изучении страноведения: номотетический (обобщающий и выявляющий закономерности процессов и явлений) и идиографический (описывающий уникальные явления и сочетания).
Результирующим продуктом методологии страноведения являются изложение и исследование. Исследование в качестве процесса познания выдвигает разные задачи и очередность. Оно начинается с наблюдения, факта, теории или гипотезы, нуждающихся в проверке. Заканчивается получением ответов на главный вопрос – решением научной проблемы. Изложение раскрывает результаты исследования, включает постановку проблемы, цели, задачи, обзор достижений, новые выводы и вопросы на будущее.
Хорологический метод и генетический метод-анализ
Хорологический, или пространственный метод объединяет все географические науки. Хорология – наукообразующий фактор. Хорологический подход развивался в принципе регионализма. В рамках естественных границ появляется специфическое единство взаимодействия человека (населения), природы, человеческой деятельности. Хорологический принцип тесно связан с принципом комплексности страноведческого исследования.
Район, страна – это территориальное образование взаимосвязанных процессов и компонентов, обладающее относительной целостностью. Это пространственная организованность.
Хорологический принцип связан с принципом комплексности исследования в страноведении. Комплексность обозначает изучение конкретной территории со всех сторон. Для познания предмета страноведения необходимо исследовать и охватить все его связи и стороны, полностью его опосредовать.
Генетический метод-анализ раскрывает особенности формирования процессов и явлений. Это основной метод предсказания и объяснения. Генетический подход учитывает формирование тех или иных процессов, помогает перейти от функции описания к функции объяснения.
Сравнительный и типологический методы
Сравнение есть процедура нахождения сходств и различий. Сравнивать можно объекты, обладающими для этого некоторыми основаниями и позволяющими отнести их к одной группе.
Правила сравнительного метода: для количественных сравнений проводят качественные, ими нужно подытожить сравнение; для географии нет абсолютно одинаковых объектов, находящихся в разных местах; если они идентичны по структуре и функциям, то различаются по возрасту, путям развития и возрасту; первоначально сравнивают важные признаки объектов, после – второстепенные (для задач сравнения, самих объектов или всей работы).
Типология возможна по любым признакам, используемым для сравнения объектов, таким, по которым можно выявить сходства и различия между объектами.
При многоуровневой типологии основные признаки выступают критерием для деления объектов на большие группы (классы), а второстепенные – для их подразделения на виды (дробные подгруппы). Эти признаки не должны повторяться. В географической типологии должны учитываться географические признаки – природные условия, расположение, внутренняя территориальная структура.
Типология стран (по В. В. Вольскому):
- Экономические высокоразвитые: главные, или великие державы (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия); развитые небольшие (Бельгия, Австрия, Швейцария, Дания и др.); переселенческого капитализма (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР и др.).
- Со средним уровнем развития: западноевропейские (Португалия, Испания, Ирландия, Греция); восточноевропейские (Чехия, Польша, Венгрия и др.).
- Развивающиеся, слаборазвитые: ключевые, или самые мощные (Индия, Китай, Мексика, Бразилия); относительно зрелого развития – переселенческие (Уругвай, Аргентина), крупноанклавного капитализма (Венесуэла, Чили, Ирак, Иран, Алжир и др.), внешнеориентированного развития (НИС ЮВА, Турция), небольшие плантационные (Карибские, страны Центральной Америки), малые концессионные (Габон, Суринам, Намибия и др.), малые «квартиросдатчики» (Либерия, Сингапур, Бермудские острова), богатые нефтеэкспортеры (Ливия, страны Аравии); молодые формирующиеся.
Типология аридных стран и регионов мира (по А. Ю. Скопину) учитывает такие показатели и признаки, как: система управления, душевой ВНП, доля грамотных жителей, телефонизация, ведущие сектора экономики, рождаемость, продолжительность жизни, экологические проблемы.