Традиционное природопользование
По мнению Сапунова, люди являются продуктами взаимодействия их генотипов с внешней средой, что имеет отношение и к сфере природопользования. Многим формам традиционного хозяйствования удается выживать, потому что они притерты к местным природным условиям и передаются из поколения в поколение, с учетом условий, их сформировавших.
Как правило, свойственны традиционные методы природопользования коренным народам, которых в мире насчитывается не менее 140 млн. человек. Им удалось достичь больших успехов в ремеслах и искусстве, обжить пустыни без ирригационных сооружений, богатства лесов использовать без ущерба для баланса экосистем.
К сожалению, многие знания уже потеряны и без должного внимания постепенно исчезнут остальные. Развитые народы должны признать ценность традиционного природопользования.
К. Б. Клоков считает, что в течение длительного времени в этнохозяйственных ареалах страны осуществлялся территориальный экологический этноцид. По мнению Клокова, прогресс без гуманизма разрушает традиционные основы культуры любого народа и приводит к экологическому кризису.
Технический прогресс может по-разному воздействовать на традиционное природопользование и традиционный образ жизни.
Важным транспортным средством в северных регионах в свое время были собачьи упряжки. В одной упряжке было до 12 собак, которые за зимний период поедали до 40 тыс. тонн рыбы – колоссальный ущерб рыбному хозяйству.
С другой стороны – внедрение снегоходов привело к сокращению собачьих упряжек, что позволило снизить потребность в кормовой рыбе, но, усилило истребление пушного зверя и копытных животных.
В наше время традиционные методы сохраняются в ряде отраслей:
- сельское хозяйство,
- рыбное хозяйство,
- добыча беспозвоночных морских животных,
- прибрежный морской промысел китов и ластоногих,
- собирательство,
- охота.
Граница между современными и традиционными методами хозяйствования довольно условна. Стоит только модернизировать и механизировать какой-либо процесс и эта грань исчезает, поэтому, прежде чем что-то предпринимать, важно провести комплексный анализ и продумать все возможные последствия.
Тенденция преобразования природы, внедрявшаяся в СССР течение нескольких десятков лет, не считалась с культурным и хозяйственным наследием народов, поэтому в России ещё не выработано адекватное отношение к традиционным формам и методам хозяйствования. Правда, в последние годы предпринимаются некоторые попытки восстановления этого наследия.
Традиционное природопользование славян
На территории России к славянскому населению относится самая многочисленная группа – русские, подавляющее большинство которых проживает в лесной полосе страны.
Земледельческие работы велись с помощью мотыги, бороны-суковатки, граблей, косы, каменных зернотерок.
Из культур выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, гречиху. Из огородных культур были известны капуста, морковь, свекла, репа, редька. Технические культуры представляли лен и конопля.
Широко использовалось подсечно-огневое земледелие – на освобожденных от леса землях в течение 2-3-х лет выращивали неплохие урожаи за счет естественного плодородия почвы. Затем участок забрасывали, поскольку плодородие резко снижалось, и осваивали новый участок.
Заброшенный участок оставляли на 20-30 лет, используя его под залежь. Он быстро зарастал растительностью, которая после отмирания обогащала почву перегноем, восстанавливая, таким образом, плодородие.
Главным недостатком залежной и подсечно-огневой системы было то, что они не предусматривали возврата в почву питательных веществ.
С ростом населения сроки залежи приходилось сокращать, и залежь постепенно перешла в перелог, который имел более короткие сроки восстановления плодородия.
Постепенно перелог был сведен к одному году и получил название пара. В летний период пар использовали как пастбище для скота.
Трехпольная система землепользования снижала нагрузку на природную среду.
Вторым характерным для русских занятием было скотоводство, интенсивно развивавшееся. Его основой были лошадь и корова. Бык использовался в качестве тягловой силы.
Скотоводство и земледелие между собой были органически связаны и оказывали влияние на обустройство крестьянского двора и на традиционную одежду.
Дворы имели дополнительные хозяйственные постройки, а в летней одежде преобладал лен. Кожа и мех использовались в зимней одежде.
Как природный ресурс лес играет большую роль в жизни людей, поскольку является базой для многих отраслей хозяйства. Первоначальными формами лесопользования были такие лесные промыслы как лесное собирательство, охота, бортничество, смолокурение, дегтекурение и др.
Русские мастера широко использовали древесину и с помощью таких инструментов, как топор и нож, изготавливали необходимые предметы для жизни – жилище, ветряные мельницы, хозяйственные постройки, мебель, посуду, орудия труда, детские игрушки и др.
Лес тесно был связан с материально-духовной культурой наших предков. Лес выбирали в зависимости от цели, потому что для каждого вида работ нужна была своя порода древесины.
С учетом этого рубка хорошо прореживала лесной массив и давала молодняку быстро расти.
Углежжение известно с незапамятных времен. Древесный уголь использовался в металлургическом производстве ещё в XIV-XVII веках.
Издавна деревья от гниения защищали смолой, ею пропитывали лодки, сани, бочки. Технология смолокурения имеет многие вариации, но принцип остается один – дерево при сильном нагревании без доступа кислорода, обугливалось, и смола вытапливалась.
Что касается дегтекурения, то оно более было распространено в южной тайге. Промысел состоял из двух операций – сдирания берестовой коры и курение из неё дегтя.
Гнали деготь в ямах, используя глиняные корчаги, а использовали его для смазки осей телег, для пропитки кожи.
В строительном деле, к которому подходили очень трепетно использовали сосну и лиственницу. Антисептиком служил мох, который прокладывали между скрепленными бревнами.
Выплавка железа, ставшая традиционным промыслом, имеет тысячелетнюю историю. Сырьем для железа служили болотная руда, которую сушили, обжигали и везли на металлоплавильные мастерские – там, в специальных печах получали металл.
Таким образом, природные условия способствовали формированию традиционного природопользования славян, закладывался оседлый образ жизни с преобладанием земледелия и скотоводства.
Духовное наследие наших предков и их быт предполагают рациональное, особо бережное отношение к природе. Жить в гармонии с природой – основа традиционного типа хозяйства.
Традиционное природопользование малочисленных народов России
В области Восточно-Сибирской тайги проживает один из малочисленных народов России – якуты, называющие себя саха.
Исстари их господствующей отраслью было разведение лошадей, поэтому их называли «конными людьми». Позже они стали разводить крупный рогатый скот.
В домашнем хозяйстве якутов, кроме лошади и коровы, была только сторожевая или охотничья собака.
До прихода русских якуты не были знакомы с такими домашними животными, как овцы, козы, свиньи, домашняя птица.
Скот у якутов имел пастбищное и стойловое содержание. Лошади летом и зимой содержались на подножном корму, добывая корм копытами из-под снега. Якутский скот был выносливым, но малопродуктивным. Корова в зимний период совсем не давала молока, а за лето от неё можно было получить до 60-ти ведер.
Якуты, занимаясь скотоводством, сохранили полукочевой образ жизни, поэтому они имели зимние и летние жилища. Семьи, не имевшие скота в своем хозяйстве, занимались рыболовством.
Термин «балыксыт», что значит, рыболов можно встретить в документах XVII века.
Менее важной, но очень древней отраслью у якутов был охотничий промысел. Промысел носил как мясной, так и пушной характер, но, по мере истощения пушных богатств, он стал падать.
Якуты, проживающие в северных районах, и сегодня занимаются охотой. Для них, как и для эвенков, юкагиров, эвенов, охота является основным источником существования.
Существенным подспорьем, особенно для бедных семей, было собирательство. А вот земледелие якуты узнали сравнительно недавно.
Отношение якутов к охоте является примером устойчивого развития природной среды, а охота, воплощенная в традициях и обрядах, показывает экологические ценности, формирует строгие экологические нормы, имеющие практическое значение в экстремальных современных условиях.