Виды природопользования в Арктике
Арктический регион является специфическим регионом России. Специфичность его состоит в том, что это регион с экстремальными природно-климатическими условиями, а его природная среда легко уязвима в ходе антропогенного воздействия.
Население Арктики многонационально, здесь проживают мигранты и местное сельское население, представленное коренными народами Севера и русским старожильческим населением.
Расселение имеет очаговый характер, а хозяйственная деятельность в очень сложных условиях, требует повышенных затрат.
Площадь Арктической зоны России составляет около 700 млн. га и эта территория относится к основной ресурсно-сырьевой базе страны.
Сосредоточенные здесь ресурсы – топливно-энергетические, биологические, агроклиматические, рекреационные – во многом определяют экономическое развитие России.
Экономика Арктического региона специализируется в основном на добывающих отраслях.
С учетом важности этого региона экологическому состоянию его природной среды и вопросам природопользования стали уделять особое внимание.
Арктический регион в сохранении экологического равновесия играет очень большую роль, он во многом определяет глобальный гидрологический цикл, регулирует температурный режим атмосферы.
Это ключевой район для биогеохимических циклов в атмосфере и океане.
Арктика является источником формирования чистых воздушных масс. Помимо этого, арктическая природная среда имеет огромное этнокультурное значение для коренных народов.
Экстенсивный характер хозяйственной деятельности в 30-40-е годы прошлого века не вызывал заметных негативных изменений в природной среде. Изменения в структуре природопользования произошли во второй половине XX века – на смену ресурсно-промысловому и традиционному хозяйству пришло промышленное природопользование. В результате антропогенное давление на арктическую экосистему резко возросло, что привело к их деградации. Дальнейшие последствия рискуют быть не только региональными, но и глобальными.
Интенсивное освоение Арктического Севера ограничило развитие традиционных базовых отраслей – оленеводство, морской промысел, рыбную ловлю, охоту.
Важнейшими становятся отрасли добывающей промышленности.
Интенсивное использование природных ресурсов, лежащее в основе крупноочагового и очагового природопользования, оказывает колоссальное воздействие на природную среду.
К ним относятся промышленный, энергетический, транспортный, селитебный, военный типы природопользования.
Селитебное природопользование сформировалось в Мурманске, Архангельске, Норильске, Воркуте.
Очаговое природопользование характерно для центров лесопромышленного комплекса, легкой и пищевой отраслей – Тикси, Хатанга, Певек и др.
Чтобы реализовать государственную политику по обеспечению экологической безопасности Арктической зоны России важной мерой должно стать установление особого режима природопользования и охраны окружающей среды.
Мониторинг загрязнения позволит вовремя выявить появляющиеся проблемы и принять меры по их устранению.
Экологические проблемы Арктической зоны
Хозяйственная деятельность человека, усилившаяся в последние десятилетия, обострила экологическую ситуацию Арктики.
Это обострение есть отличительная черта российского сектора данного региона, причины которого связаны с нерациональным природопользованием.
К геоэкологическим проблемам региона относятся:
- несоответствие хозяйственного освоения и экологической ёмкости природной среды;
- отсутствие адекватных мер по реабилитации природной среды;
- ограниченность спектра хозяйственного использования ресурсов.
К самым серьезным экологическим проблемам относятся:
- значительное загрязнение природной среды отходами хозяйственной деятельности;
- угроза потери экологического каркаса, важнейшего элемента биосферы;
- деградация пастбищ для оленей, ухудшение качества жизни населения;
- нарушение экосистем в ходе хозяйственной деятельности.
Экологические состояние природной среды, как показывают имеющиеся материалы, говорит о неблагополучной обстановке в целом ряде районов Арктической зоны.
После проведения экспертной инвентаризации очагов экологической напряженности, выявлено 150 «горячих точек», где развивается промышленное производство.
О неблагополучном состоянии экосистем говорит целый ряд факторов, среди которых загрязнение отдельных компонентов, вырубка лесов в притундровой зоне, перевыпас оленьих пастбищ, механическое нарушение растительного и почвенного покрова.
Вырубка притундровых лесов, площадь которых достигает 1000 кв. км, способствует нарушению земель. Ежегодные тундровые и лесные пожары участвуют в деградации экосистем, а площади гари составляют 2000-3000 кв. км.
Экосистемы, подверженные антропогенному воздействию, занимают площадь около 900 тыс. кв. км, что составляет 3% рассматриваемой территории.
Государственная программа по развитию Арктической зоны на период до 2020 г предусматривает дальнейшее освоение этого региона, но при усиленном внимании к вопросам охраны природы.
Важным направлением деятельности является переход к комплексному развитию региона в целом, включая кластерный подход, на основе которого необходимо преодолеть ведомственную разобщенность и сгладить конфликты между видами природопользования.
Для решения этого вопроса необходима целенаправленная экологическая политика, в основе которой должно быть сбалансированное природопользование.
В сложившейся ситуации экологическая политика государства в Арктической зоне должна быть последовательной и целенаправленной, а сам регион необходимо рассматривать как экологически чистый территориальный ресурс страны нашего времени.
Реабилитация и оздоровление северных территорий
Природоресурсные и природоохранные проблемы Арктики говорят о необходимости принятия правовых решений и нормативных актов.
С этой целью в сентябре 2008 г Президентом России были утверждены Основы политики России в этом регионе.
Реализация государственной политики должна проводиться с учетом национальных интересов и специфических особенностей региона. Принятые Основы должны стать своеобразным ориентиром в выработке общих и специфических правовых норм.
При выборе хозяйственной деятельности в Арктической зоне требуется обоснование и сохранение баланса между отраслями хозяйства и рациональным природопользованием.
Для осуществления любого проекта на этой территории актуальными становятся их техническая и публичная оценка.
Важными являются общественные слушания, а также государственная и общественная экологическая экспертиза этих проектов.
Законодательство разных уровней должно привлекать и побуждать к освоению природных ресурсов с ориентиром на малоотходные и безотходные технологии.
Для осуществления мониторинга предлагается расширить сеть наблюдательных постов, наладить ведение кадастра территорий экологического ущерба.
Это важно сделать для того, чтобы в дальнейшем можно было разрабатывать программы экологического оздоровления территорий и их реабилитации.
Нельзя отказываться от поиска и использования альтернативных источников энергии, а для развития производства на их основе широко использовать экономические стимулы.
Значительного внимания заслуживает и такое направление, как экологический туризм в прибрежных морях и на подходах к Северному полюсу.
В отношении коренных народов Севера практическими задачами остаются сочетание законодательных и государственных мер по выживанию малочисленных народов и создание условий для развития экономики на территориях традиционного природопользования.
Проводится большая работа над улучшением инвестиционного климата, приоритетность дается добросовестным предпринимателям.
Идет отработка взаимодействия предпринимателей, инвесторов, исполнительных органов государственной власти на условиях государственно-частного партнерства.